вторник, 19 октября 2021 г.

Американское кино и мафия. Часть 3.

 


Окончание статьи "Американское кино и мафия".

Первая часть.

Вторая часть.

Телесериалы о мафии

Помимо художественных фильмов, которые были сняты для большого экрана и телевидения, на ТВ в конце 20 века стали появляться и сериалы о мафии. 

 

"Новый дон" (1999)

В оригинале этот мини-сериал называется "Бонанно: история крестного отца" (4 серии).

Дожили! Мафиози пишут мемуары, а киношники их экранизируют! Джо Бонанно несколько десятилетий возглавлял одну из нью-йоркских семей и ему было что рассказать в своих мемуарах "Человек чести", которые он опубликовал 1983 году. Этот сериал является экранизацией не только этой книги, но и воспоминаний сына Джозефа Бонанно – Билла, который стал продюсером этого автобиографического фильма, рассказывающего о жизни замечательных мафиози семьи Бонанно.

                                                   Настоящий дон Боннано
 

Кому может быть интересно это кино, кроме членов семьи Бонанно? Полагаю, что никому. Джо Бонанно представлен как мудрый глава семьи – типа Вито Корлеоне, который является авторитетом для всех остальных донов мафии. Сам себя не похвалишь – никто не похвалит.


"Клан Сопрано" (1999-2007, 6 сезонов)

Классика американского телевидения. Трагикомедия о тяжелой жизни современного мафиозного босса, которого одолели семейные и производственные проблемы. Забавно, что в 1999 году и на большом экране и на ТВ вышли проекты, в которых глава мафиозной семьи обращается к психиатру ("Анализируй это!" с Робертом де Ниро и "Клан Сопрано"). 

И это не выдумка киношников – данные истории основаны на биографии босса мафии Фрэнка Костелло (вверху), который одно время посещал психиатра. Потом Фрэнку его "добрые друзья" по бизнесу прострелили голову (чтобы избавить от психологических проблем), но он выжил и завязал с "Коза Ностра".


"Подпольная империя" (с 2010г.) 

Весьма популярный сериал, но он не о мафии как таковой, а на тему организованной преступности в США в 20-х годах. В нем фигурируют и реальные мафиози, вроде Аль Капоне и Лаки Лучано.


"Рождение мафии" (с 2016г.)


С 2016 года телеканал АМС стал транслировать документальный игровой сериал "Рождение мафии". Первым зрители увидели 8-серийный сезон о мафии Нью-Йорка, второй сезон был посвящен чикагским гангстерам. В этих сериалах игровые сценки с главными героями сопровождаются закадровым комментарием Рэя Лиотты (сыграл гангстера Генри Хилла в "Славных парнях") и небольшими интервью известных актеров, игравших мафиози, бывших политиков (в частности, Р.Джулиани), внука Меера Лански, внука прокурора Томаса Дьюи…

В центре событий 1-го сезона банда Лаки Лучано, который пробивался к единоличной власти в мафии через трупы самых влиятельных мафиози Нью-Йорка 20-х: Джо Массерии и Сальваторе Маранцано. Вместе с ним по дороге к мировому признанию шли Меер Лански, Фрэнк Костелло, Вито Дженовезе и Багси Сигел. Авторы сериала с большим пиететом рассказывают про восхождение Лучано к вершинам власти в мафии. 

Главный недостаток сезона в том, что все 8 серий посвящены семье Лучано – про остальные кланы Нью-Йорка нет никакой информации. В последней серии среди главных действующих лиц вдруг появляется Карло Гамбино, но откуда он вынырнул, совершенно непонятно – до этого момента его совсем не упоминали.

Во втором сезоне сериала "Рождение мафии" речь идет о мафии в Чикаго. Говорим "Чикаго" - подразумеваем "Аль Капоне". Кинообраз Капоне получился каким-то странным: в первых двух сериях он изображен скромным и трудолюбивым парнем, которому поначалу не нравилась жизнь бандита. Авторы сериала уверяют, что его просто засосала опасная трясина, а жизнь его – вечная игра… Лично мне такая трактовка молодого Капоне не показалась убедительной.

Актер в роли Аля с его большими печальными глазами внешне несколько напоминает Капоне, но его актерский диапазон крайне узок – он смотрелся бы органично в ролях бухгалтеров или портных, а на лидера преступного мира этот парень не тянет.

Гораздо интереснее последние три серии второго сезона. В них речь идет о жизни чикагской мафии после Капоне. И здесь на первый план выходят крайне любопытные фигуры – Пол Рикка и Тони Аккардо. Авторы сериала утверждают, что именно последний был боссом чикагской мафии несколько десятилетий и за более чем 60-летнюю карьеру в мафии ни разу не был привлечен к ответственности! 

                                                          Тони Аккардо
 

Весьма интересно было узнать о роли Сэма Джанканы в чикагской организации. Создатели сериала уверяют, что он был свадебным генералом, но как-то не очень в это верится…

Этот сериал нельзя воспринимать как документальный. Основные сведения в нем соответствуют исторической действительности, но многое авторы просто домысливают. Например, все разговоры между преступниками, которые составляют значительную часть действия. Все это просто кино. Если бы главные действующие лица посмотрели этот сериал, то вряд ли бы одобрили его.


Кино и мафия. Итоги.

За 50 лет разработки мафиозной жилы американский кинематограф представил публике несколько кино-бриллиантов. Все эти фильмы, о которых я подробно рассказал в главе о мафиозной классике, являются чистым вымыслом, даже если созданы на основе реальных событий.

А вот с биографическими фильмами у киношников дело не задалось. Было снято немало картин, посвященных мафиозным боссам, но ни одну из них к шедеврам не отнесешь. Перечень мафиози, которые переходят из фильма в фильм, довольно ограничен. Примерно в 60-е годы сложилась некая каноническая история возникновения мафии, тесно связанная с именами Лаки Лучано и его компаньонов Меера Лански, Фрэнка Костелло и Вито Дженовезе. Особняком в истории мафии стоит Аль Капоне, который тоже был одним из боссов, но получил известность не в качестве члена мафии, а как американский гангстер № 1. Именно этот канон и используется в кино. Одни и те же персонажи и события кочуют из фильма в фильм.

Чаще всего появлялись на экранах Капоне и Лучано. Первый по той причине, что в начале 30-х он был всеамериканской знаменитостью и остался ею даже после смерти, войдя в пантеон американских героев, вроде Джона Рокфеллера, Томаса Эдисона и Мэрилин Монро. Второй не удостоился отдельной кинобиографии ("Лаки Лучано" Ф.Рози на таковую не тянет), но из-за своего реального статуса главного мафиози Америки 30-х-50-х фигурирует почти в каждом фильме, в котором упоминается про 20-е-50-е годы. Чуть меньшего внимания кинематографистов удостоились гангстеры-евреи Лански и Сигел. В фильмах про Капоне всегда присутствует Джон Торрио – предшественник Капоне. А в тех кинолентах, где есть Лучано, почти обязательно "всплывают трупы" Джо Массерии и Сальваторе Маранцано. В последнее десятилетие 20 века Голливуд и американское ТВ обратилось к биографиям современных боссов, сделав ставку на главную мафиозную звезду конца 20 века – Джона Готти и его приближенных из клана Гамбино.

На самом деле среди настоящих мафиози было много весьма колоритных личностей, чья жизнь словно готовый сценарий захватывающего фильма. Некоторые из них не очень известны широкой публике (например, чикагский тандем Пола Рикки и Тони Аккардо), но есть и такие выдающиеся деятели, имена которых активно рекламировались в газетах (Фрэнк Костелло и Карло Гамбино), но до сих пор в американском кино не нашлось желающих выпустить их кинобиографии. Последние двое несколько раз появлялись на экранах, но не в главных ролях, а вот Рикка с Аккардо практически полностью игнорируются Голливудом. А ведь из истории жизни любого из них можно было сделать выдающееся кино.

Фрэнк Костелло (1891-1972) был довольно необычным мафиози, гангстером-джентльменом (по выражению бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани). Непонятно, как он вообще оказался в мафии. Он некоторое время боролся с Вито Дженовезе за лидерство в семье Лучано, который был то в тюрьме, то в Италии, но после пули в голову (в виде привета от Дженовезе) Фрэнк решил завязать с мафиозными делами и удалился на покой, став легальным бизнесменом. Это в кино мафия не отпускает своих членов (смотри "Крестный отец"-3), но в жизни мафиози нередко выходили на пенсию и доживали до глубокой старости. Интересно, что Костелло долгое время поддерживал хорошие отношения с Эдгаром Гувером – директором ФБР.

Карло Гамбино, он же дон Карло (1902-1976) – потомственный мафиози. Родился Карло на Сицилии в уважаемом мафиозном семействе. В 1921 году нелегально въехал в США. Гамбино прожил в Америке более 50 лет, ни разу не обращался за гражданством, но так и не был выслан. Сидел в тюрьме лишь однажды, но недолго. Был образцовым семьянином, который любил свою жену Катерину – сестру Пола Кастеллано (следующего босса клана Гамбино). 

Марио Пьюзо явно ориентировался на Гамбино при создании своего Вито Корлеоне, но нельзя сказать, что дон Карло прототип дона Вито. Что-то "крестный отец" получил от Карло Гамбино (как минимум его отношение к своей семье и количество детей – трех сыновей и дочь), что-то от Фрэнка Костелло, а остальное выдумано автором. Кстати, дон Карло "Крестного отца" смотрел, и когда один репортер задал ему вопрос, понравился ли фильм, он ответил: "Хорошо, очень хорошо". 

                Дона Карло конвоируют сотрудники ФБР, но вскоре он вернулся домой
 

Уже к началу 30-х Карло был достаточно богатым человеком, но в истории мафии его имени в 20-е – 40-е годы как будто не существует. Никто толком не знает, каково было его место в криминальной иерархии мафии в эти годы. Гамбино всплывает на поверхность лишь во второй половине 50-х. Незадолго до убийства Альберто Анастазии (14.11.57) Гамбино был назначен его первым заместителем. А после смерти Анастазии Карло стал главой семьи, которая позднее получит его имя. 

 

      На этой знаменитой фотографии (это ее часть, в начале статьи она представлена в оригинальном виде) Фрэнк Синатра сфотографирован со своими друзьями из семьи Гамбино (старенький дон Карло крайний справа).

Умный, хитрый и не привлекающий к себе внимание Карло Гамбино в 60-е стал самым влиятельным деятелем американской организованной преступности. В последние годы жизни он тяжело болел, но никто так и не покусился на его место фактического "босса всех боссов" мафии.

О степени его влиятельности и известности в последние годы можно судить по первой странице известной нью-йоркской газеты "Дэйли ньюс", которая вышла на следующий день после смерти Гамбино с простой надписью крупными буквами: "Карло Гамбино умер в постели". Надписью размером почти в полстраницы и без всяких пояснений, о ком речь. И только после этой важнейшей новости шла статья про кандидата в президенты США Джимми Картера. 

 

Не знаю, заинтересуется ли кто-нибудь в Голливуде этими неординарными биографиями. Особой надежды на это нет. Голливуд давно в кризисе: сплошные сиквелы, приквелы и ремейки. А если говорить о мафиозном жанре, то в нем уже после выхода "Донни Браско" (1997) наступил настоящий застой: за последние 20 лет вышло всего несколько картин. В 2018 году появился очередной фильм про примитивного болвана Джона Готти с Джоном Траволтой в главной роли, но он нисколько не напоминает нового "Крестного отца". Учитывая, что ТВ уже давно заменило "большое кино" в качестве поставщика качественной кино-продукции, каких-то прорывов стоит ожидать именно от телевизионной продукции. Собственно, сериал "Клан Сопрано" и документально-игровой проект "Рождение мафии" таковыми и являются.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий