Жанр детектива весьма консервативен: в его основе лежит борьба Добра и Зла, в которой Добро побеждает. Зло олицетворяют те люди, которые совершают преступления, Добро – те, кто их ловит. Разумеется, возможны небольшие отступления от канона: сыщик не обязательно должен быть идеальным человеком – главное, чтобы он профессионально делал свою работу. Преступник, тоже не всегда бывает отъявленным злодеем – иногда его даже можно пожалеть. Тем ни менее, классическое противостояние хороших и плохих людей – это основа детектива.
Именно поэтому я не могу на полном серьезе смотреть
российские детективные фильмы и сериалы, в которых фигурируют "менты"
(следователи, прокуроры), занятые не установлением крыши над очередным
бизнесменом и не выбиванием показаний из задержанных, а поймкой реального
преступника. Да, в реальности есть и такие люди – чего только в нашей жизни не
встретишь! Тем ни менее, общая репутация российской правоохранительной системы
не дает поверить в жизненность тех детективных фильмов, которые снимают в
России. Наше "Добро" прогнило насквозь. Фильмы о нем - это
фантастика, а не детектив.
Напротив, когда читаешь книги или смотришь фильмы
про скандинавских полицейских, то нет никакого сомнения в том, что они
действительно пришли в полицию расследовать преступления.
К настоящему времени вполне можно говорить о
настоящем феномене скандинавского детектива. В Швеции и Норвегии есть несколько
писателей, которых вполне можно отнести к классикам этого жанра, а буквально за
последние несколько лет скандинавский детектив произвел фурор и в телевизионном
бизнесе: один за другим местные детективные сериалы переснимаются американцами
и британцами, что само по себе свидетельствует о качестве данной продукции. И
что поразительнее всего – на телевидение в лидеры этого весьма кровавого жанра
вырвались мирные и спокойные датчане, совсем не похожие на потомков викингов,
которые тысячу лет назад наводили ужас на жителей Европы.
Феномен скандинавского детектива начался со шведских
писателей Пера Валё и Май Шёваль, которые с 1965-го по 1976 год выпустили 10
романов о шведском Мегрэ – комиссаре Мартине Беке. Сейчас, в начале 21 века
наиболее популярны в мире три скандинавских детективщика: норвежец Ю Несбё,
шведы Хеннинг Манкель и Стиг Ларссон (умер в 2004-м, не дождавшись своей
мировой славы). Помимо этой "большой тройки" есть еще несколько
известных писателей этого жанра: норвежцы Гуннар Столсен и Карин Фоссум,
шведы Лиза Марклунд, Хокан Нессер, Камилла Лэкберг и Анна Янсон,
датчанин Юсси Адлер Олсен…
Но эта статья не о литературе. Лично мне больше
интересен феномен скандинавских телевизионных детективов, которые в последние
годы стали не просто вполне смотрибельными – они вырвались в мировые лидеры!
"Убийство" (Дания, 2007-2012)
Номер 1 среди скандинавской детективной
кинопродукции – датский сериал "Убийство" (на самом деле он
совместного производства Дании, Швеции и Норвегии, но все его действие
происходит в Дании и создатели сериала - датчане). Первый сезон вышел в 2007 году
и состоит из 20 серий. Завязка проста: совершено убийство молодой девушки,
после чего полиция приступает к расследованию. Что тут необычного? - Необычно
то, что создатели сериала на раскрытие одного преступления отвели 20 серий по
50 минут! Каждая серия – это день расследования. Казалось бы, невозможно на
протяжении столь долгого времени поддерживать зрительский интерес к
происходящему, но ничего подобного. Если внутри серий повествование иногда
теряет темп и хочется, чтобы ребята шевелились побыстрее, то в конце почти
каждого эпизода следует какой-нибудь поворот сюжета, который вызывает
немедленное желание смотреть следующую серию. Обычно этот сюжетный поворот
связан с нахождением улик против очередного подозреваемого. А подозреваемых в
сериале много: сценаристы постарались на славу!
Поскольку сериал длинный, то авторы смогли втиснуть
в него 3 сюжетных линии. "Убийство" – не чисто детективный фильм, где
в центре находится расследование преступления. Параллельно следствию
развиваются еще 2 истории: семейная драма, главными героями которой являются
родители убитой девушки, и производственный фильм о буднях датской демократии.
Три в одном. Конечно, детектив тянет на себе весь сериал, но и другие линии не
портят впечатление от просмотра.
Главная героиня сериала - инспектор Сара Лунд в
исполнении датской актрисы Софи Гробель. Когда Сара ищет преступника, то
забывает про всех: своего жениха, сына, мать, и тем более коллег. Главное для
нее – Дело. Сара Лунд – типичный трудоголик,
у которого нет личной жизни. Несколько раз кажется, что преступник найден, но
Лунд спинным мозгом чувствует, что здесь что-то не так, и идет до конца, как
танк, сметая со своего пути все препятствия.
Ольга Маршева о Софи Гробель и ее героине: "Саре
Лунд вообще все равно, что на ней надето – и, как правило, это джинсы,
растянутый свитер и старенькие кеды. Софи Гробель гордится тем, что гардероб
своей героини она подбирала лично. «Мы хотели уйти от стереотипа «раз она
женщина-детектив, значит, непременно должна носить костюм. Моей Саре вообще
плевать, как к ней относятся коллеги-мужчины. У нее и так есть что показать».
Софи говорит о Саре, как о своей альтер-эго. Ее можно понять: стартовавший в
2007-м сериал "Убийство" моментально катапультировал актрису в
звезды. Теперь просто погулять по Копенгагену и поужинать в ресторане стало для
Софи большой проблемой: ее то и дело останавливают – просят автограф или, что
более часто, ответ на вопрос: кто же все-таки убийца?…".
Образ упертой тетки-детектива понравился зрителю, и Сара Лунд вернулась на экраны во втором (2009) и третьем
сезоне (2012). Эти сезоны вполовину короче (по 10 серий), но сюжетный прием
остался прежним: есть детективная линия, политическая и семейная.
Второй сезон поначалу разочаровывает – из-за того,
что зарубежному зрителю не очень понятны политические дрязги в датском
правительстве, которые кажутся какими-то мелкими и совершенно не относящимися к
совершенным преступлениям. Да и главный герой политической истории не слишком
привлекательный – толстый неуклюжий дядька, что тоже ситуацию не улучшает. Но
где-то с 3-4-й серии дело в сериале пошло веселее, и дальше следишь за историей
с явным интересом, хотя до уровня первого сезона она все равно не дотягивает.
А вот третий сезон "Убийства" сразу берет
с места в карьер, и оторваться от него сложно: 10 серий я просмотрел за пару
дней. А концовка производит такое впечатление, что я никак не мог заснуть после
просмотра. И своим окончанием, и отчасти содержанием 3-й сезон
"Убийства" сильно смахивает на первый сезон датско-шведского сериала
"Мост" – телевизионную сенсацию 2011-года (о нем рассказ далее), но
воспринимается гораздо лучше.
Есть и другие удачные герои в "Убийстве",
помимо Сары Лунд. В первом сезоне снимались весьма колоритные Ларс Миккельсен
(кандидат в мэры Копенгагена) и Бьярне Хенриксен (отец убитой девушки).
Про
Миккельсена кто-то в Сети очень хорошо написал: на нем здорово смотрятся
костюмы! Это точно. Ларс – очень представительный дядька. Если кто-то видел его
в роли злодея Магнуссона в сериале Шерлок, то там он выглядит каким-то старым и
больным – в "Убийстве" же он на 6 лет моложе и весьма убедителен в
роли молодого политика, который оказался подозреваемым в убийстве.
А Бьярне Хенриксен – настоящий датский медведь,
потомок викингов. Образцовый датчанин.
Хорош в сериале и комиссар – в его роли снялся
Мортен Сюрбалле. Его лицо маньяка-убийцы придает комиссару ареол загадочности.
Комиссар появляется ближе к середине сериала и поначалу совершенно непонятно:
поддерживает он Лунд или же приставлен к ней, чтобы помешать
расследованию…
Партнеры по расследованию у Сары Лунд менялись в
каждом сезоне, но комиссар остался неизменным – образ загадочного начальника
получился очень удачным. Особенно хорош Сюрбалле во втором сезоне.
"Убийство" произвело фурор в телебизнесе.
Американцы быстро сделали достаточно успешный римейк под тем же названием
(2011), а потом сняли еще 3 сезона. Но дело даже не в буквальном копировании
сериала, а в его влиянии на развитие сериального кино.
Во-первых, стал модным сам образ героини Софи
Гробель – обычной женщины, одинокой и одержимой работой профессионалки. В 2011
году вышли два скандинавских сериала, где главные роли достались
женщинам-детективам, весьма напоминающим Сару Лунд ("Мост",
"Тот, который убивает").
Во-вторых, формат сериала (бесконечное
расследование, несколько сюжетных линий) стал образцом для других успешных
проектов в разных странах: к примеру, британского "Бродчёрч"
("Убийство на пляже", 2012), датско-шведского "Моста",
"Настоящего детектива" (2014).
"Мост" (Дания-Швеция, выходит с 2011г.)
Популярный и профессионально сделанный сериал,
который имеет один огромный недостаток: после первого сезона остается
отвратительное послевкусие. Сериал "пахнет" аппетитно, когда
приступаешь к дегустации, имеет приятный "вкус" во время его
поглощения, но как только его "съел", то сразу понимаешь; ну и
гадость эта ваша заливная рыба! Финал сериала напрочь убивает весь проект.
В 1-м сезоне - 10 серий. Как и в
"Убийстве" по следу преступника идут два детектива: упертая одинокая
тетка и мужик, обремененный женой и кучей детей. На этот раз пара интернациональная:
Мартин – датчанин (Ким Бодниа), Сага – шведка (София Хелин). Для европейцев
может быть разница и есть, а для нас они как жители разных областей: он –
пермяк, она – из Кирова. Он – обычный мужик, она не в себе – и в гораздо
большей степени, чем Сара Лунд ("но дело свое знает добре"!). Актеры
составили великолепную гармоничную пару, за которой наблюдать одно
удовольствие, но сценаристы загубили их перспективный дуэт.
Завязка отличная: на мосту, соединяющем Данию и
Швецию, преступник выбросил труп, но вскоре выясняется, что это не обычное
убийство, а начало целой серии преступлений. В "Убийстве" мы следили
за расследованием сложного случая, в котором оказались замешаны многие люди –
здесь же детективам приходится разгадывать настоящую головоломку, у который
есть автор, напоминающий настоящего дьявола. И в этом главная проблема. Пока
Сатана за кадром – сюжетные нестыковки не бросаются в глаза. Главная Тайна (кто
этот демон?) заслоняет недоработки сценаристов. Но вот загадка раскрыта,
преступник установлен и…. Сразу же голову одолевают многочисленные вопросы на
одну тему: а как этот мужичок все это сделал?.. Когда преступник проявляет себя
как компьютерный гений, феноменальный стрелок, дамский обольститель, психиатр,
каменщик-штукатур, которому еще и везет по ходу дела неимоверно, то во
вдумчивом зрителе обязательно проснется К.Станиславский со своим знаменитым:
"не верю!" А когда в конце сериала нам показывают то, что в
"Мосте", то и вовсе хочется найти сценаристов этого сериала, чтобы
оторвать им все, что можно. Не надо нам таких детективов! Вполне достаточно
одной Агаты Кристи, которая всю жизнь только и делала, что писала увлекательные
романы, заканчивающиеся полнейшим разочарованием.
В "Убийстве" концовка тоже была не
образцовая, но все-таки такого отвратительного послевкусия было. И еще один
минус первого сезона "Моста": как и в истории про Сару Лунд сюжет
этого сериала содержит в себе несколько сюжетных линий. Правда, в
"Убийстве" расследование преступлений постоянно пересекалось с двумя
другими, а здесь они некоторое время идут параллельно, и неясно, как они
связаны друг с другом. Но когда выясняется, что их связывает с детективной
основой сериала, то возникает недоуменный вопрос: а, вообще, стоило нам
показывать жизнь этих людей так подробно, если их участие в сюжете настолько
незначительное?…
Второй сезон "Моста" (2013) поначалу тоже
слишком много внимания уделяет преступникам и каким-то непонятным персонажам,
что несколько раздражает. Но потом оказывается, что для развития сюжета эти люди
весьма важны, и детективная интрига от этого не пострадала. Сериал очень бодро
катится к финишу, не отпуская от экрана зрителя не на минуту. Все идет отлично
и еще минут за 10 до конца кажется, что этот сезон действительно получился
намного лучше, чем первый… И вот в последние 10 минут создатели просто
похоронили свое детище. Заветам бабки Агаты авторы "Моста" оказались
верны как никто другой! Детективную интригу авторы закручивали как гайку – до
упора. В итоге резьба не выдержала и гайка сорвалась… Вместе с Сагой Норен и
Мартином.
Подведу итог двум сезонам датско-шведского
"Моста": великолепный по
своей задумке сериал 2 раза закончился пшиком из-за неудержимого стремления
создателей к оригинальности. До
"Убийства" он явно не дотянул.
"Миллениум" (Швеция, 2010)
В этом весьма раскрученном телепроекте всего 6
серий. В реальности, это даже не сериал, а экранизация знаменитой трилогии
шведа Стига Ларссона о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере
Лисбет. В 2009-м вышли три художественных фильма, которые позднее выпустили на
ТВ в расширенном варианте. Каждый фильм разбили на 2 серии по полтора часа.
Судя по этим произведениям, Стиг Ларссон – это
реинкарнация Пера Валё. Тот тоже не видел вокруг себя ничего хорошего: по его
мнению, в Швеции 60-70-гг. был сплошной негатив. В Швеции Ларссона не просто
все плохо – там еще хуже, чем было во времена Валё: кругом маньяки, насильники,
извращенцы, сутенеры, наркоторговцы…. В стране произвол спецслужб, кругом
идиоты-полицейские и мерзавцы-прокуроры. В общем, Швеция – ужасная страна, не
вздумайте туда поехать.
Если сюжет первого фильма можно назвать несколько
сложноватым для восприятия, то следующие фильмы я бы назвал чрезмерно
мудреными. Но главная проблема не только в этом. В этом сериале беда с героями.
Микаэль Нюквист в роли журналиста особой симпатии не вызывает, и выглядит
каким-то вялым. А партнерша у него и того хуже: из непривлекательной Нуми Рапас
авторы фильмов сделали жутковатую девушку-гота, с соответствующим прикидом (как
она сморкается со своими кольцами в носу, черт возьми?…). Мужик-рохля и оторва
– пара необычная для детектива, но это все, что можно сказать хорошего про его
героев.
Кстати, американцы, которые экранизировали первую
книгу Ларссона ("Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера)
зачем-то перенесли неудачные типажи из шведского сериала в свой фильм
практически один в один. Причем, Дэниел Крэйг в роли журналиста выглядит еще
более помятым, чем его шведский коллега.
В общем, "Миллиниум" на фоне"
Убийства" на меня впечатления не произвел. Как и следующий скандинавский
сериал.
"Убийства на Сандхамне" (Швеция, с
2010-го, 4 сезона)
Маленький такой островок этот Сандхамн и жителей там
с гулькин нос, но мрут они как мухи. Страшное место!
Сезон этого сериала – это всего 3 серии по 44
минуты. Здесь одно дело растягивается на сезон – как в "Убийстве" и
сериале "Мост", но этим сходство и ограничивается. "Убийства
на Сандхамне" – простенький и весьма абсурдный детектив для
домохозяек, слегка отягощенный любовной линией инспектора полиции и его
школьной знакомой. Инспектор – отнюдь не Мегрэ (глуповатый такой мужичок), а
его добровольная помощница – это какое-то чудо в перьях. Концовка первого
сезона – абсурд в квадрате, второго – не сильно лучше, а может и похуже. В
общем, смотреть не советую – зря только время потратите. То же самое могу
сказать и про следующий провальный проект.
"Тот, кто убивает" (Дания, 2011)
Был снят всего 1 сезон этого датского сериала: из-за
низких рейтингов продолжения не последовало. И такой финал вполне объясним.
Новой Сары Лунд из актрисы Лауры Бах не вышло: ее
героиня в роли детектива выглядит неубедительно с первой же серии. Слишком
много в ее образе разных клише: психические проблемы из-за детской травмы,
избыточный трудоголизм, колючесть одинокой феминистки. К тому же она еще и
дура, что ситуацию отнюдь не улучшает. И ее партнер-психиатр (Якоб Седергрен –
бестолковый детектив с острова Сандхамн) тоже фрик: в сериале "Мост"
странную Сагу удачно дополнял вполне адекватный Мартин, а тут аж два психопата,
что явный перебор.
Проблема и в том, что авторы чрезмерно много
внимания в сериале уделяют преступнику, что для детектива смерти подобно. Когда
создатели фильма знакомят зрителя с маньяком до того, как его вычислили
полицейские – это уже не детектив, а триллер. Главная приманка для зрителя
исчезает и остается один вопрос – не самый интересный: поймают ли преступника
до того, как он совершит новое преступление или нет.
Этими сериалами скандинавский телевизионный детектив
не исчерпывается. Снимали на севере Европы
сериалы и до "Убийства", но это были достаточно обычные
телевизионные проекты – не добавляющие ничего нового в жанр теледетектива.
"Спецподразделение" (Дания, Швеция,
2000-2004гг., 5 сезонов)
Это классический детективный сериал: одна серия –
одно дело (в крайнем случае – 2 серии на одно преступление). Сериал чрезвычайно
сумбурный с кучей действующих лиц, которые целой толпой расследуют убийства.
В главной роли детектива выступает женщина, но это
совсем не Сара Лунд. Шарлотта Фич совершенно не вызывает симпатии и эта роль
совершенно точно не для нее: дебелая телка в роли начальницы "убойного
отдела" не похожа на детектива – она смотрелась бы гораздо органичнее в
роли продавщицы в кондитерской.
Лично я с трудом выдержал 3 серии этого
"зрелища".
"Валландер" (Швеция, с 2005г., 3
сезона)
Чем-то начало "Валландера" мне напомнило
британский сериал "Чисто английские убийства", который предназначен
для домохозяек. Но там хоть есть какое-то расследование, разгадывание весьма
мудреной головоломки. Здесь же в первой серии детектива как такового вообще
нет. Нам показали преступление, потом пошли сценки из жизни работников полиции
во главе с комиссаром Валландером, затем зрителей для чего-то познакомили с
преступниками, а тут и развязка подоспела – исключительно дурацкая…. Это
полицейская драма, а не детектив…
Напоследок упомяну еще об одном известном
детективном сериале родом из Норвегии. Если датчане и шведы дружат семьями, то
норвежцы предпочитают расследовать преступления самостоятельно.
"Варг Веум" (Норвегия, с 2007г.)
Формально это даже не сериал, а цикл фильмов о
частном детективе Варге Веуме. Смотреть истории про Варга можно с любого фильма
– сюжеты в них связаны только Варгом и его знакомыми полицейскими. Не сказал
бы, что фильмы чертовски интересные, но и жалеть потерянное время после их
просмотра тоже не придется. Правда, некоторые расследования настолько
запутанные, что с трудом понимаешь, как Варг раскрыл очередное убийство. Сильно раздражает, что Веума постоянно бьют – в
основном, по голове. А иногда он сам
ударяется обо что-нибудь – тем же самым местом. Такая вот у него фишка. А если
Варг гонится за кем-нибудь, то никогда не может догнать. Хилый мужичок, но
женщинам главный герой наверняка понравится – в роли Веума снимался стильный
норвежец Тронд Эспен Сейм.
В Скандинавии актеров не так много, поэтому
некоторые из них переходят из одного сериала в другой. И некоторые не очень
удачно: например, Мортен Сюрбалле из "Убийства" очутился на
"Мосту" и после шикарной роли комиссара сыграл бомжа – жертву убийцы.
Напротив, Ким Бодния, который в "Убийстве" был мерзопакостным
прокурором, в сериале "Мост" получил главную роль инспектора Мартина
Роде.
Элегантный политик в первом сезоне
"Убийства" Ларс Миккельсен обернулся комиссаром в "Тот, кто
убивает" – эта роль могла быть весьма выигрышной, если бы сам сериал
получился, но, увы!
Детектив и жизнь
Когда знакомишься со Скандинавией по местным
детективным сериалам и фильмам, то создается не очень приглядная картина. Может
показаться, что жизнь в этих мрачных даниях и швециях весьма опасна: по
улицам бродят толпами убийцы, которые заваливают эти страны трупами. На самом деле все это только в кино. Скандинавские страны –
одни из самых приспособленных для жизни мест на планете, где весьма низкий
уровень преступности.
По уровню умышленных убийств Дания в числе самых безопасных стран: в 2012 году там было всего 0,8 убийств на 100 тысяч населения.
По всей стране убили 47 человек (проживает в Дании 5,5 млн. населения, но нужно
учитывать, что убийцей может стать любой житель Евросоюза, поскольку датская
граница для них открыта). В 2006 году в стране погибло от рук преступников и вовсе 29 человек.
В Швеции показатель убийств с 2000-го года лишь
однажды поднимался до 1,2 на 100 тыс. населения, а в 2012 году составил 0,7
убийств (68 убитых в стране с населением в 9,7 млн. человек). В Норвегии
показатель убийств в 2009 и 2010 годах был еще ниже: 0,6 (всего 20 убийств), но
в следующем году на охоту вышел маньяк Брейвик, который в одиночку лишил жизни
77 человек! Из-за Брейвика показатель умышленных убийств в 2011 году в Норвегии
сразу же вырос до 2,2 на 100 тыс. жителей.
В семье не без урода – так у нас говорят про подобные случаи.
В семье не без урода – так у нас говорят про подобные случаи.
Если брать Копенгаген, где сражается с преступностью
инспектор Сара Лунд, то там за период с 2005 по 2012 год число убийств
варьировалось от 4 до 16 в год! А ведь
с пригородами население столицы Дании составляет 1,2 млн. человек – это
очень большой город. Примерно такое же количество убийств было зафиксировано в
столице Финляндии Хельсинки, в столице Норвегии Осло максимум убийств – 19 за
год – наблюдался в 2011 году. Так что, по большому счету расследовать
скандинавским полицейским попросту нечего.
Нужно еще учитывать, что значительная
часть убийств во всех современных странах – это преступления на бытовой почве,
чаще всего по-пьяни, когда убийцу найти не сложно. Разного рода неуловимым
маньякам, которых нам в сериалах показали уже видимо-невидимо, и искать которых
действительно трудно – развернуться в Скандинавии явно негде. Появление
Брейвика в Норвегии такой же исключительный случай, как выход Годзиллы из
океана.
В принципе в Европе убивают людей нечасто (в
большинстве стран показатель меньше или чуть больше 1 убийства на 100 тысяч
человек). В США народ гораздо агрессивнее, но и там уровень убийств снижается:
с 5,5 на 100 тыс. населения в 2000-м году до 4,7 в
2010-2012гг.
Для сравнения приведу статистические данные по
России. Показатель умышленных убийств в нашей стране в 2012 году - 9,2 убийств
на 100 тыс. жителей (есть обоснованное подозрение, что наш рейтинг сильно занижен из-за особенностей работы правоохранительных органов). Чтобы понимать в какой глубокой … яме мы оказались, скажу, что
показатель 9,2 дает нам 154-е место из 219 стран. А ведь количество убийств у
нас еще и резко снизилось в последние годы (вероятно, что только на бумаге) – в 2008 году показатель составлял и
вовсе 11,6!
Приведенные мной цифры совершенно не вписываются в
настойчиво внедряемый в головы россиян постулат, что Европа совершенно бездуховная, а у нас духовность просто из ушей лезет – настолько ее уровень
зашкаливает…. Мы духовнее европейцев только в том случае, если под этим
термином понимать полное безразличие к чужой жизни. Если же духовность – это
некие моральные ценности, которые в любой христианской стране базируются на
Нагорной проповеди (где, помнится, прозвучало "не убий"), то нам
лучше не вспоминать про это слово. Нет никакой духовности в этой стране, и
никогда не было. Потому и менты у нас не скандинавские, и Сары Лунд никогда не
будет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий