Испания
– страна большая и весьма разнообразная:
юг страны совсем не похож на центральную
Испанию или северные провинции, а
западные испанские земли резко отличаются
от Каталонии и Валенсии, которые находятся
на северо-востоке страны. Своеобразие
южным провинциям Испании, которые входят
в историческую область Андалусию,
придает длительное господство
мусульманских правителей. Сначала
Андалусия входила в Кордовский эмират
(халифат), а с 1238 года на ее землях
существовал Гранадский эмират назаридов,
который пал под натиском христианских
королей только в 1492 году.
Сегодня
в автономное сообщество Андалусия
входят 8 испанских провинций. Главные
города сообщества: Севилья, Гранада,
Малага, Кордова, Альмерия, Кадис.
Учитывая
довольно поздний приход христианской
цивилизации на эти земли, распространение
готики в Андалусии началось гораздо
позже, чем на севере Испании, где первые
храмы в этом стиле стали возводиться в
самом начале 13 столетия. На юг готика
пришла лишь в первые десятилетия 15 века
(единичные строения датируются 14-м),
когда в Европе про нее стали забывать.
Несмотря на столь позднее ее появление,
в Андалусии достаточно много готических
храмов. Правда, большая часть из них не
очень похожа на классическую французскую
готику (что характерно для всей Испании):
в этих храмах почти нет больших окон, а
стены выполняют несущую функцию и
зачастую не имеют внешних контрфорсов.
Если сказать кратко, то типичная
андалусийская церковь сильно напоминает
меня: она страшная снаружи и красивая
внутри. Но, к счастью, на главные храмы
Андалусии (Севильский собор, капелла в
Гранаде, собор в Хересе) это универсальное
правило не распространяется. Эти
сооружения выглядят более гармонично,
чем небольшие готические храмы юга
Испании, и почти все классические
готические элементы в них присутствуют
(даже большие окна).
Севильский
собор
Севильский
собор - самый большой готический храм
в мире. Его длина 126 метров, общая ширина
залов (нефов) - 82 метра, высота центрального
нефа – 42 метра.
Но
не только своими размерами выделяется
этот храм: нервюрный свод сооружения
имеет настолько сложный узор (дополнительно
украшенный разными завитушками), что
трудно найти аналог подобному великолепию
в готической архитектуре.
Севилья
была отвоевана у мусульман в 1248 году,
но к строительству грандиозного собора
на месте бывшей мечети христиане
приступили лишь в 1401 году (по другим
данным – в 1407-м). Строили его более ста
лет, в 1507-м собор был освящен. Через 5 лет
после окончания строительства свод
собора обрушился, но вскоре его
восстановили.
Собор
получился настолько огромным, что
сфотографировать его можно только
откуда-то сверху. Будучи в Севилье, я
обошел его по периметру, но так и не
нашел удобной точки для съемки. По
фотографиям, сделанным с высоты, хорошо
видно, что архитекторы собора уделили
особое внимание крыше данного сооружения,
но не потому что предвидели, что через
несколько веков люди поднимутся в небо
и будут смотреть на собор с высоты
птичьего полета.
Нужно учитывать, что
во время строительства Севильского
собора рядом с ним уже стояла высоченная
башня "Хиральда", с которой можно
было полюбоваться крышей собора сразу
после его постройки.
Монастырь
Святого Исидора (Сан Исидоро дель Кампо)
в Сантипонсе
Сантипонсе
– небольшой город в провинции Севилья,
недалеко от столицы провинции. Местный
монастырь, основанный в 14 столетии,
посвящен святому Исидору Севильскому,
жившему в 6-7 веках в этих местах. По
преданию Исидор был погребен в церкви
в Сантипонсе.
Снаружи
монастырь выглядит как крепость, но
внутри монастырской церкви очень
красиво.
Королевская
капелла в Гранаде
Гранаду
христиане завоевали очень поздно, но
один готический храм построить там
успели. Правда, Королевская капелла –
скорее мавзолей, чем полноценный храм.
Сейчас однонефная капелла кажется
пристройкой к Гранадскому собору, хотя
на самом деле именно собор пристраивали
к уже возведенной капелле. В капелле
были похоронены правители тогдашней
Испании - Изабелла Кастильская и ее муж
Фердинанд Арагонский, а позднее там
были захоронены еще несколько особ
королевских кровей.
Строительство
длилось с 1505 по 1517 годы. Стиль, в котором
построена капелла, позднее назвали по
имени королевы Изабеллы Кастильской –
исабелино. На самом деле это та же готика,
но с особым декором, не характерным для
других местностей, кроме Испании. В
Португалии в это же время тоже возник
сходный стиль отделки зданий – мануэлино
(названный так по имени португальского
короля Мануэла I).
В
Гранаде имеется монастырь святого
Иеронима, здания которого начали строить
в конце 15 века в готическом стиле. Но со
временем концепция изменилась на
ренессанс и сейчас храм монастыря
представляет собой лишь здание с
готическими элементами.
Кафедральный
собор Альмерии
Трехнефный
готический храм в столице провинции
Альмерия был возведен в 1522-1564 гг. для
замены разрушенного собора. Снаружи
новый собор сильно смахивает на крепость.
Намек на готику можно уловить только в
небольших контрфорсах. С окнами в
испанской готике и так дела обстоят не
очень хорошо, а в этом храме-крепости
их почти нет.
Зато внутри можно увидеть
отличный образец готических нервюрных
сводов.
Храмы
Херес де ла Фронтера
Слово
херес для россиян знакомо, а вот про
одноименный город, стоящий на границе
(это его название!), знают немногие. Даже
я, который был дважды в Испании, и
путешествовал по Андалусии, ничего про
этот Херес не слышал. А город-то,
оказывается немаленький! В Хересе де
ла Фронтера в провинции Кадис проживает
более 200 тыс. человек. Почему у него такое
название? В той местности несколько
таких городов: Аркос де ла Фронтера,
Морон де ла Фронтера… Все они когда-то
были недалеко от границы с Гранадским
эмиратом, который существовал на самом
юге Пиренейского полуострова около
двух веков.
В
Испании, даже в крупных городах, редко
встретишь даже два готических храма в
одном городе. Здесь же их пять! Можно
сказать, что Херес – столица не только
андалусийской готики, но и испанской.
Кафедральный
Собор в Хересе – отличный образец
испанской готики, с небольшими добавлениями
барокко. Когда-то на его месте была
мечеть, которую после Реконкисты
приспособили под христианский храм. В
1679 году он рухнул, и в 1695 году местные
жители приступили к строительству
нового собора в готическом стиле. К 17
веку готика давным-давно вышла из моды,
но только не в Испании. Строили храм
почти 80 лет.
Правда,
в храме присутствуют не только готические
элементы, но и барочные – в частности
купол. Высота сводов собора – 20 метров. Колокольня
перед церковью осталась от старого
храма.
Церковь
Сан-Мигель (святого Михаила) строилась
несколько столетий. Ее внешний облик
далек от классической готики, но внутри
трехнефный храм производит очень
приятное впечатление.
Церковь
Святого Марка снаружи представляет
собой неудачную пародию на готику, но
внутри посетители увидят отличный
образец готического нервюрного свода.
Церковь
святого Якова строилась с конца 15
столетия и была завершена в первой
половине 16-го века.
Церковь
святого Дионисия не очень презентабельная,
но внутри трехнефный храм производит
приятное впечатление. При реконструкции
храма в интерьере появились барочные
элементы.
Но
не Хересом единым… В провинции Кадис
есть и другие готические храмы – в Аркос
де ла Фронтера и в Медина-Сидония.
Церковь
святой Марии в Аркос де ла Фронтера
Недалеко
от Хереса в той же провинции Кадис
расположен небольшой город Аркос.
Местная церковь примечательна крайне
необычной башней, расположенной примерно
посередине фасада, а также совершенно
ужасным стилем самого фасада.
Но
готический интерьер храма весьма
симпатичный.
Церковь
святой Марии Коронованной в Медине-Сидонии
Медина-Сидония
– очень древний город, ему более 2-х
тысяч лет. Правда, сейчас по нашим меркам
это поселок, а не город. Церковь святой
Марии была возведена в 16-17 веках.
Храм
отличается своим роскошным интерьером.
Монастырь
святой Клары в Могере
Могер
- городок в провинции Уэльва. Местный
монастырь был основан в 14 веке. Его
готическая церковь была построена из
кирпича, что крайне необычно для Испании.
Церковь
Богоматери в Арасене
Несколько
севернее Могера в той же провинции
Уэльва еще один маленький городишка -
Арасена. Местная готическая церковь
была построена в 15 веке.
В
путеводителе по Андалусии я встречал
упоминание о готическом соборе в Хаэне
(на фото) – столице одноименной провинции, но
это не так. Его начинали строить в стиле
готики (причем, дважды!), но каждый раз
строительство заканчивалось неудачей.
В итоге собор перестроили в 16-17 веках
в стиле ренессанс. То же самое можно
сказать о капелле Спасителя в маленьком
городке Убеда в той же провинции Хаэн.
Это не готика!
Комментариев нет:
Отправить комментарий