Тем, кто хорошо знаком с французским послевоенным кино, нет нужды перечислять популярных актеров Франции тех лет. Пару десятков французских кинозвезд 20 столетия назовет любой киноман, но вряд ли даже большие поклонники старого французского кино знают какие-либо подробности по этой части. К примеру, кто был самым популярным актером во Франции в 50-е годы? Жан Габен или Ив Монтан? А кто был популярнее из двух друзей-соперников в 70-е: Жан-Поль Бельмондо или Ален Делон?...
В
один прекрасный момент я озадачился
этими вопросами, для чего проанализировал
статистику по самым популярным фильмам
во французском прокате с 1951-го по 2000
год. Во Франции подсчитывают не общий
кассовый сбор картин, а количество
зрителей, которые их просмотрели в
кинотеатрах (число проданных билетов),
что, безусловно, дает более объективную
картину, чем касса фильма, которая
зависит от цены билета и изменения
реальной стоимости денег.
Обращение
к статистике «сборов» - единственный
объективный способ расставить все
точки над "и" относительно того,
какие французские кинозвезды были
самыми популярными у себя на родине.
Разумеется, не всегда зрительский успех
фильма связан напрямую с исполнителем
главной роли (иногда состав исполнителей
не имеет почти никакого значения – как
в случае "Аватара" или другого
подросткового блокбастера, где акцент
делается на спецэффектах), но когда
большая часть картин с одним и тем же
актером в главной роли собирает приличную
кассу, то можно уверенно утверждать,
что он действительно популярен. А
количество зрителей, просмотревших его
фильмы, дает нам информацию об уровне
этой популярности.
Чтобы
ориентироваться в количестве зрителей
того или иного фильма, которые посмотрели
его во французских кинотеатрах, приведу
немножко статистики. Самый популярный
фильм в прокате Франции всех времен -
"Титаник" (1998) Джеймса Кэмерона,
который посмотрели 20,6 млн человек. Самый
успешный французский фильм в 20 веке -
"Большая прогулка" (1966) Жерара Ури
(17,2 млн зрителей), а "Голубая бездна"
(1988) Люка Бессона, замыкающая Топ-10 самых
популярных французских фильмов 20
столетия, привлекла в кинотеатры 9,1 млн
человек.
В
основном я учитывал картины, которые
просмотрели не менее 3 млн зрителей. С
одной стороны, 3 млн – не кассовый хит,
но с другой - это вполне приличный
результат во французском прокате. Именно
столько французов пришли в кинотеатры
на зарубежные блокбастеры "Мунрейкер"
(1979), "Рокки-3" (1982), "Терминатор"
(1984), "Роман с камнем" (1984), "Мумия"
(1999) и "Казино Ройяль" (2006).
И
еще немного о статистике. Одинаковое
количество зрителей в 1955-м и в 1985-м – не
совсем одно и то же. Нужно учитывать,
что население Франции после войны
достаточно быстро увеличивалось: в
1950-м число жителей страны достигло 41,6
млн, в 1960-м – 45,6 млн, в 1970-м – 50,5 млн, в
80-м – 53,7 млн, в 90-м – 58 млн человек. Таким
образом, за 40 лет число французов возросло
более чем на треть. Теоретически 3 млн
зрителей в 1955-м должны равняться примерно
4-м млн в 1985-м. Но с другой стороны,
увеличение числа потенциальных
кинозрителей компенсируется тем, что
в 80-е годы миллионы французских семей
обзавелись видеомагнитофонами, а многие
крепко подсели на телевидение, перестав
ходить в кино (каналов во Франции в те
годы было побольше, чем в СССР). С учетом
этих факторов, можно предположить, что
в плане определения популярности того
или иного актера, нет большой разницы
между 3 млн зрителей в середине 50-х и тем
же количеством через 30-40 лет.
Кинозвезды
50-х
Самым
популярным актером Франции первой
половины 50-х годов с огромным отрывом
от конкурентов был комик Фернандель.
Почти
каждый год на его счету были кассовые
хиты, а в 1952-1954 гг. ежегодно по три его
картины становились лидерами французского
проката:
"Униформа
и большие маневры" (1950) – 4,6 млн
зрителей;
"Запретный
плод" (1952) – 4 млн;
"Дамский
парикмахер" (1952) – 3,9 млн;
"Маленький
мир дона Камилло" (1952) – 12,8 млн;
"Возвращение
дона Камилло" (1953) – 7,4 млн;
"Враг
общества № 1" (1953) – 3,7 млн;
"Булочник
из Валогра" (1953) – 3,7 млн;
"Баран
с пятью ногами" (1954) – 4,1 млн;
"Али
баба и 40 разбойников" (1954) – 4,1 млн;
"Мадемуазель
Нитуш" (1954) – 3,8 млн;
"Дон
Камилло и депутат Пеппоне" (1955) – 5
млн.
Главные
хиты Фернанделя – это фильмы из
совместного франко-итальянского
киносериала о священнике Доне Камилло,
действие которого происходит в Италии.
Про
первую половину 50-х можно смело сказать,
что тогда был Фернандель и все остальные.
Всего по два кассовых фильма в этот
период оказалось на счету Жерара Филипа
и Жака Тати — ближайших конкурентов
великого комика с лошадиным лицом.
В
1954 году ситуация на актерском Олимпе
Франции начинает меняться: в этом году
удается вернуться на вершину зрительского
успеха самому популярному актеру Франции
30-х Жану Габену, который после длительной
командировки в Голливуд терпел одну
неудачу за другой. С 1954-го по 1959 год 8
картин с Габеном в главной роли собрали
весьма приличную кассу:
"Не
тронь добычу" (1954) – 4,7 млн зрителей;
"Французский канкан" (1954) – 4;
"Бродячие собаки без ошейников"
(1955) – 3,9; "Через Париж" (1956) – 4,8;
"Отверженные" (1958) – 9,9; "Сильные
мира сего" (1958) – 4; "В случае
несчастья" (1958) – 3; "Клошар Архимед"
(1959) – 4.
Именно
Жан Габен стал самым популярным актером
Франции во второй половине 50-х, опередив
слегка поднадоевшего зрителям Фернанделя,
вернувшего любовь публики Жана Маре и
молодую старлетку Брижит Бардо.
У
Фернанделя в этот период вышел всего
один кассовый хит - "Солдат и корова"
(1960, 8,8 млн.), но еще 3 фильма собрали вполне
приличную кассу, включая "Закон есть
закон" (1958), где он сыграл в паре с Тото
- 3,4 млн. зрителей. Странно, но фильмы с
участием только одного Фернанделя в
50-е привлекали в кинотеатры больше
зрителей, чем великолепный тандем Тото
и Фернанделя в этой классической
трагикомедии...
В
1956-м году вспыхнула суперзвезда Брижит
Бардо. Всего за 4 года на ее счету оказалось
6 фильмов, которые сделали вполне
приличные сборы, но ни один из них не
стал рекордсменом проката. Лучший
результат оказался у полюбившейся
советским кинозрителям "Бабетта идет
на войну" (1959) – 4,6 млн.
В
одной из статей про французское кино я
прочел, что Жан Маре в СССР был большей
звездой, чем на родине. Это не так. Его
фильмы были очень популярны и во Франции.
В 50-х на его счету три таких картины:
"Граф Монте-Кристо" (1955) – 7,78 млн.
зрителей, "Горбун" (1959) – 5,8, "Капитан"
(1960) – 5,1. И в первой половине 60-х
популярность Маре ничуть не уменьшилась.
Но
перед тем как перейти к следующему
десятилетию, немного остановлюсь еще
на двух кинозвездах. В 50-х достаточно
популярным актером был комик Бурвиль,
на счету которого 5 фильмов, собравших
от 4 до 6 млн зрителей. Это хороший
результат, но нужно учитывать, что в
большинстве из этих картин он не был
главной звездой — в частности, в двух
из них солировал Жан Маре ("Горбун",
"Капитан").
Признанной
международной звездой французского
кино 50-х был Ив Монтан, которого в те
годы пригласили поработать в Голливуд,
но сами французы не очень рвались на
его фильмы: среди кассовых хитов на его
счету только "Плата за страх" (1953)
– 6,9 млн. зрителей.
Кинозвезды
60-х
Самым
популярным актером Франции 60-х оказался
не Габен, Маре или Бельмондо, а Луи де
Фюнес, на счету которого в этот период
было более десятка успешных фильмов,
включая несколько кассовых рекордсменов:
"Жандарм
из Сен-Тропеза" (1964) – 7,8 млн зрителей
(в главной роли Л.де Фюнес);
"Фантомас"
(1964) – 4,5 (в главных ролях Жан Маре, Л.де
Фюнес);
"Фантомас
разбушевался" (1965) – 4,2 (Жан Маре, Л.де
Фюнес);
"Жандарм
в Нью-Йорке" (1965) – 5,5 (Л.де Фюнес);
"Разиня"
(1965) – 11,7 (Л.де Фюнес, Бурвиль);
"Большая
прогулка" (1966) – 17,2 (Л.де Фюнес, Бурвиль);
"Ресторан
господина Септима" (1966) – 3,8 (Л.де
Фюнес);
"Оскар"
(1967) – 6,1 (Л.де Фюнес);
"Большие
каникулы" (1967) – 6,9 (Л.де Фюнес);
"Фантомас
против Скотланд-Ярда" (1967) – 3,5 (Жан
Маре, Л.де Фюнес);
"Жандарм
женится" (1968) – 6,8 (Л.де Фюнес);
"Маленький
купальщик" (1968) –5,5 (Л.де Фюнес);
"Татуированный"
(1968) – 3,2 (Л.де Фюнес, Ж.Габен);
Самыми
успешными фильмами де Фюнеса стали те,
где ему ассистировал Бурвиль, но и в
качестве единственной звезды де Фюнес
был способен сделать приличную кассу.
Необходимо
упомянуть, что почти все главные хиты
де Фюнеса советские зрители смогли
посмотреть в кинотеатрах в 60-70-е, чего
не скажешь о многих других французских
актерах, за исключением Жана Маре и
Бурвиля.
Вернусь
к тем звездам, которые в 60-е оказались
заслонены "мощной спиной" коротышки
Луи. У Бурвиля были кассовые фильмы и
без участия де Фюнеса, но во всех них в
паре с Бурвилем играла другая крупная
звезда: Фернандель - в "Муже моей жены"
(1963) – 6,3 млн; Лино Вентура — в "Лесорубах"
(1966) – 3,6; Жан-Поль Бельмондо — в
"Супермозге" (1969) — 5,5; Ален Делон
— в "Красном круге" (1970) — 4,3.
Жан
Маре в начале 60-х продолжал сниматься
в романтических ролях в костюмных
мелодрамах, которые привлекали миллионы
французских дам. В 1964-м Маре сыграл в
"Фантомасе" и благодаря этому
харизматичному злодею оставался на
плаву почти все десятилетие, хотя в
целом сборы его самых популярных фильмов
были далеки от кассовых лидеров тех
лет.
Как
и Маре, в 60-е сохранял свой статус большой
звезды Жан Габен, который выступал в
паре не только с де Фюнесом, но и с более
молодыми актерами - Бельмондо, Делоном
и Вентурой, каждый из которых был
популярен у зрителей на протяжении
всего десятилетия: на их счету по
несколько фильмов, которые посмотрели
от 3 до 5,5 млн зрителей. Чуть большие
сборы были у Бельмондо, но в целом
популярность у этой троицы была гораздо
ниже, чем у де Фюнеса.
И
уж совсем низкими были сборы у фильмов
про Анжелику ("маркизу ангелов") -
ни один из них не собрал и 3 млн зрителей
во французском прокате!
Кинозвезды
70-х
В
этом десятилетии Де Фюнес по-прежнему
удерживал звание самого популярного
актера, хотя и разделил его с Бельмондо.
На счету де Фюнеса всего 4 кинохита, но
следует учитывать, что в 70-х он снимался
очень мало:
"Мания
величия" (1971) – 5,5 млн зрителей;
"Приключения
раввина Якова" (1973) – 7,2;
"Крылышко
или ножка" (1976) – 5,8;
"Жандарм
и инопланетяне" (1979) – 6,2.
Жан-Поль появлялся на экранах часто и в самых разнообразных картинах, но кассовых фильмов на его счету тоже 4: "Взломщики" (1971) – 4,4 (Бельмондо, Омар Шариф); "Страх над городом" (1975) – 3,94; "Чудовище" (1977) – 3,1 (Бельмондо, Рэкел Уэлч); "Полицейский или бандит" (1979) – 3,95. Правда, нельзя не отметить, что Бельмондо снялся еще в трех лентах, которые собрали чуть меньше 3 млн зрителей: "Игра в четыре руки" (1980) – 2,87, "Повторный брак" (1971) – 2,8, "Великолепный" (1973) – 2,8.
Пьер
Ришар стал звездой в начале 70-х, но во
Франции он не был кассовым чемпионом и
в популярности несколько уступал де
Фюнесу и Бельмондо: замечательная
комедия "Высокий блондин в черном
ботинке" (1972) привлекла в кинотеатры
всего 3,47 млн. зрителей, "Он начинает
сердиться" (1974) – 3,7 , "Побег"
(1978) – 3,9, "Укол зонтиком" (1980) – 3,1
млн., а трагикомедия "Игрушка"
(1976) и вовсе 2,3 млн.
На
счету Лино Вентуры в 70-е три популярных
картины, включая "Зануду" (1973) –
3,35 млн и "Пощечину" (1974) – 3,38 млн,
которые были в советском прокате.
Жерар
Депардье стал известным после
"Вальсирующих" (1974, 5,7 млн зрит.), но
превратился в настоящую звезду лишь в
самом конце 70-х, когда у него вышли сразу
три успешных картины, включая
"Инспектор-разиня" (1980, с Колюшем)
– 3,7 млн.
Удивительно,
но за целое десятилетие ни один из
фильмов Алена Делона не набрал и 3 млн
зрителей, за исключением "Красного
солнца" (1971, 3,3), где главной звездой
был отнюдь не Делон, а американец Чарльз
Бронсон, который незадолго до этого
произвел фурор во Франции с вестерном
Серджо Леоне "Однажды на Диком Западе"
(1969, 14,8 млн. зрителей). Может быть Делон
и не пил одеколон в те годы, но зрителям
он был не очень интересен.
Кинозвезды
конца 20 века
Луи
де Фюнес умер в январе 1983 года и физически
не смог бороться за звание самого
популярного актера Франции 80-х, хотя
незадолго до своей смерти успел сняться
в "Жандарме и жандарметках" – 4,4
млн. зрителей, а чуть в ранее в "Супе
с капустой" (1981) – 3 млн. В его
отсутствие самым популярным французским
актером десятилетия стал Жан-Поль
Бельмондо. На его счету 6 успешных
фильмов: "Профессионал" (1980) – 5,2
млн. зрителей, "Ас из асов" (1982) –
5,4 млн., "Вне закона" (1983) – 4,9,
"Авантюристы" (1984) – 3,6; "Веселая
пасха" (1984) – 3,42 (Бельмондо, Софи Марсо)
и "Баловень судьбы" (1988) – 3,2.
Недалеко
от Бельмондо расположился Жерар Депардье.
Депардье на пару с Пьером Ришаром снялся
в трех комедиях, и все они собрали хорошую
кассу: "Невезучие" (1981) – 7 млн.,
"Папаши" (1983) – 4,8, "Беглецы"
(1986) – 4,5. Без Ришара Депардье сыграл в
кассовом и звездном по составу "Жане
де Флоретте" (1986) – 7,2 млн, в "Сирано
де Бержераке" (1990) – 4,7 млн. и "Вечернем
платье" (1986) – 3,1 млн.
А
что же остальные звезды? Два популярных
фильма в 80-е у Колюша и Ива Монтана, по
1-му у Кристиана Клавье, Филиппа Нуарэ,
Тьерри Лермитта, Изабель Аджани. И
по-прежнему ни одного успешного проекта
на счету у Алена Делона (больше всего
зрителей в кинотеатрах привлек его
боевик "Слово полицейского" (1980) –
всего 2,5 млн.).
В
последние десятилетия 20 века несколько
комедий сделали очень хорошие сборы,
но в целом фильмов, которые посмотрели
более 3-х млн зрителей, стало гораздо
меньше, чем в 50-60-е. Похоже, что телевидение
и видео все-таки отобрали значительную
часть аудитории у большого кино. В 90-е
годы ситуация еще больше ухудшилась:
кассовых хитов стало так мало, что я
воздержусь от выводов относительно
самого популярного французского актера
конца 20 столетия.
В 90-е были популярны Депардье, Клавье, Лермитт, Рено, но кто из них был № 1 - неясно. Тем более, что в самых популярных фильмах они часто играли парами: Рено - Клавье, Депардье – Клавье. Формально больше всего кассовых фильмов у Кристиана Клавье, но во всех них он несколько заслонен своими большими во всех смыслах партнерами: Рено и Депардье.
В 90-е были популярны Депардье, Клавье, Лермитт, Рено, но кто из них был № 1 - неясно. Тем более, что в самых популярных фильмах они часто играли парами: Рено - Клавье, Депардье – Клавье. Формально больше всего кассовых фильмов у Кристиана Клавье, но во всех них он несколько заслонен своими большими во всех смыслах партнерами: Рено и Депардье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий