Абсолютно не удивлюсь, если вы никогда не слышали песни Антонелло Вендитти и не видели его выступлений (хотя пару раз он появлялся в Москве в сборных концертах итальянских звезд). Пару лет назад я и сам не знал ничего об этом исполнителе.
Антонелло – один из многих итальянских музыкантов, чьи песни ориентированы на внутреннего потребителя. В последние десятилетия 20 века в Италии выступали на эстраде несколько популярнейших исполнителей, которые в своих произведениях делали упор на тексты, не уделяя музыке особого внимания: Фабрицио Де Андре, Франческо де Грегори, Лучо Далла, Пино Даниеле… Итальянцев это вполне устраивало, но зарубежным слушателям такие музыканты были не интересны. Антонелло Вендитти попал в эту же компанию, хотя его творчество несколько выделяется в лучшую сторону на фоне таких парней как Далла или Даниеле.
Среди записанных Антонелло более двух десятков альбомов есть пара пластинок, которые могут быть интересны даже русскоязычному слушателю, чьи уши настроены на песни с яркими и запоминающимися мелодиями, которыми баловали нас Адриано Челентано и его мелодичные собратья по ремеслу, вроде Пупо и Тото Кутуньо. В этом отношении Вендитти похож на таких итальянских кантауторе, как Риккардо Коччанте и Васко Росси, чье творчество в целом вряд ли будет интересно в России, но отдельные песни и даже диски вполне могут прийтись к нашему двору.
Антонио (Антонелло он стал позже) Вендитти родился в 1949 году в Риме в зажиточной семье и занимался музыкой с детства. В начале 70-х он познакомился с будущей звездой итальянской эстрады Франческо де Грегори, с которым и записал первый альбом. В музыкальном плане Вендитти сильно напоминал Элтона Джона. Он сам писал песни и исполнял их на фортепиано с аккомпанирующим ансамблем.
В сущности, жанр, в котором начал работать Антонелло в те далекие годы, не изменился за прошедшее время. Коньком Антонелло были и есть душевные эстрадные песни, которые легко представить в репертуаре Элтона Джона.
Композиция «L ҆orso bruno» («Бурый медведь», 1973) – яркий пример раннего Вендитти. По-моему, это один в один Элтон Джон образца начала 70-х (сравните со знаменитой песней Джона «Your song»), но на итальянском. Да и Билли Джоэл в 70-е пел много похожих песен, аккомпанируя себе на фортепиано. Принципиальное отличие Вендитти от Элтона не в музыке, а в отсутствии у него тех сопутствующих излишеств, которые были свойственны его английскому собрату (экстравагантная одежда и очки, чрезмерно экспрессивная манера исполнения некоторых композиций, бурная гомосексуальная жизнь…). Вендитти в сравнении с Элтоном Джоном – типичный «ботаник». Он на сцене и в жизни вел себя прилично, а в личной жизни предпочитал женщин.
После записи первой пластинки Антонелло стал работать сольно и достаточно быстро добился успеха у слушателей. В 1978 году он выпустил диск «Sotto il segno dei pesci» («Под знаком Рыб»), который в годовом итальянском хит-параде занял третье место после саундтреков из голливудских мюзиклов с Джоном Траволтой («Лихорадка в субботу вечером» и «Бриолин»). Иными словами, он стал самой популярной итальянской пластинкой в 1978-м.
Если вы надумаете знакомиться с Вендитти, то логично начать с этого альбома – в музыкальном плане он наиболее интересен у Антонелло. На пластинке содержится сразу несколько композиций, которые по нашим понятиям вполне могут считаться шлягерами: «Bomba o non bomba», «Sotto il segno dei pesci», «Giulia», «Luomo falco».
На этом видео представлена песня «Sotto il segno dei pesci», которую 69-летний автор исполнил в рамках специальной концертной программы, посвященной сорокалетию выхода диска.
Альбом стал своеобразным саундтреком черного периода Италии конца 70-х. Буквально через неделю после выхода пластинки террористы из «Красных бригад» похитили премьер-министра Италии Альдо Моро, которого вскоре убили.
Главным хитом
на диске Вендитти была песня «Bomba o non bomba» («Взрывайте или не взрывайте»), которая формально
была посвящена путешествию двух друзей в Рим (самого Вендитти и Де Грегори), но
это путешествие было тесно связано с реалиями
тогдашней Италии. Ключевая строчка песни: «взрывайте или не взрывайте, но мы
прибудем в Рим, назло вам» - это очевидное обращение к террористам, которые
реально достали итальянцев в то время. В композиции упоминается некий взрыв в
Болонье, который случился естественно до выхода пластинки (тогдашним итальянцам
было понятно, о чем идет речь, а сейчас об этом никто не помнит), но получилось,
что Вендитти «накаракал»: через 2 года после релиза альбома Вендитти (02.08.1980)
на железнодорожном вокзале в Болонье произошел чудовищный взрыв, в результате
которого погибли 85 человек и около 200 были ранены. Это был крупнейший теракт
в новейшей истории Италии.
«Bomba o non bomba» в живом исполнении на концерте во Флоренции на Пьяцца дела Синьория - той самой площади, куда привозят все туристические группы.
«Giulia» с той же пластинки, исполненная на юбилейном концерте.
После триумфа «Под знаком Рыб» следующий альбом Антонелло «Buona domenica» («Хорошего воскресенья», 1979) вновь стал лидером чартов, но интересных песен там немного.
«Robin» с пластинки «Buona domenica».
Все 1980-е Вендитти был одним из самых популярных исполнителей Италии (входил в Топ-4 вместе с Клаудио Бальони, Лучо Далла и Васко Росси).
Из студийных альбомов Антонелло в этом десятилетии только «Sotto la pioggia» («Под дождем», 1982) не забрался на вершину чартов (но одноименная песня отнюдь неплоха), а три других вошли в Топ-4 по итогам года.
Мне из пластинок этого периода нравится «Venditti e segreti» («Вендитти и секреты», 1986) с хитами «Peppino» и «Questa insostenibile leggerezza dellessere».
В этом видео Вендитти поет стоя у микрофона. С середины 80-х он решил обойтись без фортепиано и стал выступать как обычный поп-исполнитель.
После альбома «Вендитти и секреты» у Антонелло перестали выходить диски, интересные в музыкальном плане. Несмотря на это, они продолжали пользоваться спросом у итальянцев, преодолевая отметку в 1 млн копий: диск 1988 года «In questo mondo di ladri» занял 2-е место в годовом хит-параде Италии, а альбом «Benvenuti in paradise» (1991) – 1-е.
Чем дальше, тем меньше появлялось у Вендитти интересных песен, которые хочется прослушать больше одного раза. За следующие три десятилетия среди его альбомов я откопал лишь три композиции, которые по моим понятиям можно отнести к шлягерам.
«21 Modi per dirti ti amo» (1988). На видео представлено исполнение этой песни на концерте в 2018 году.
«Lula» (1999)
«Lacrime Di Pioggia» (2003) – это, пожалуй, последний настоящий хит Вендитти.
В конце 20 века популярность Анттонелло у публики снизилась. Его новые альбомы и в новом тысячелетии регулярно попадали в итальянские чарты, но уже не на первые места. Даже по количеству просмотров его видео на Ютубе можно сделать вывод, что время Вендитти прошло. Что, в общем, понятно – в 2019 году ему исполнилось 70 лет.
Радует, что и в этом возрасте Вендитти выглядит неплохо, но если смотреть на его внешний вид из России, то кажется очевидным, что лицу Антонелло явно недостает ботокса. В наше время 70-летним старичкам положено носить пухлые щечки, а иметь морщины на лице неприлично. Правда, от чрезмерного разглаживания морщин иногда могут разгладиться и извилины под ними, но как мы все знаем, красота требует жертв!
Комментариев нет:
Отправить комментарий