Встреча
цивилизованного человека со своим
собратом, застрявшим в каменном веке,
не самая популярная в мировом кино тема,
за одним единственным исключением: жанр
вестерна в американском кинематографе
постоянно обращался к проблемам
взаимоотношений белых переселенцев из
Европы и индейцев - коренных обитателей
Северной Америки. Вестерны рассказывали
об освоении белым человеком дикого
Запада и главной опасностью на этих
землях были воинственные и жестокие
аборигены.
Правда,
освещение жизни индейцев долгое время
было крайне однобоким. Почти в каждом
вестерне индейцы выходили на тропу
войны, чтобы снять побольше скальпов с
бледнолицых, а герои фильмов отстреливали
их как куропаток. К концу 20 века
американский кинематограф изменил свой
подход к этой теме и стал рассказывать
зрителям о тяжелой доле индейцев, которых
"белые люди" частично истребили,
а оставшуюся часть загнали в резервации.
В
советском кино практически не было
фильмов, посвященных столкновению двух
жизненных укладов – "белых людей с
Большой земли" и представителей
аборигенных народов севера и востока
России, большинство из которых еще в
первой половине 20 века жили первобытными
племенами. Для советского кино в
послесталинский период более актуальной
тематикой было освещение проблем во
взаимоотношениях городских и сельских
жителей страны, а не межнациональных
противоречий, пусть и при царском режиме.
В некоторых известных картинах в качестве
героев выступали представители "малых
народов", но таких фильмов в советском
кинематографе раз, два и обчелся.
В
комедии "Начальник Чукотки" (1966) в
ролях второстепенных персонажей
отметились чукчи, в "Дерсу Узала"
(1961) Агаси Бабаяна и японо-советской
версии "Дерсу Узала" (1975) Акиры
Куросавы в качестве главного героя
фигурировал нанаец (в первом фильме в
его роли снимался казах Касым Жакибаев,
а во втором – тувинец Максим Мунзук), в
"Великом самоеде" (1981) ненецкого
художника и сказителя Тыко Вылка сыграл
казах Нуржуман Ихтымбаев.
Помимо
США и СССР, во второй половине 20 века в
мире было не так много стран, чье кино
котировалось на мировой арене: Италия,
Франция, Британия, Германия, Польша…
Из этих государств проблема столкновения
западной цивилизации и аборигенных
народов была близка для Британской
империи и Франции, чьи владения на других
континентах постепенно отпадали от
метрополии, но на кино это никак не
отразилось. Процесс пошел лишь с
появлением самостоятельных государств
на месте колоний и доминионов Британии.
Именно в двух из них (Австралии и ЮАР) в
конце 20-го – начале 21-го века были сняты
самые значимые фильмы про аборигенов.
Начну
с ЮАР. Тема взаимоотношения аборигенов
и современной цивилизации является
основной в двух замечательных
южноафриканских комедиях Джэми Юйса:
"Наверное, боги сошли с ума" (1980) и
"Наверное, боги сошли с ума-2" (1985).
Кинематограф этой страны не очень хорошо
известен в мире (а в СССР был и вовсе
неизвестен, потому что там белые
притесняли черных), но эти две комедии
во время эпохи видеосалонов были очень
популярны в постперестроечном Советском
Союзе. И это неслучайно: Джэми Юйс сумел
все серьезные вопросы, которые
затрагиваются в этих фильмах, упаковать
в легкое для восприятия комедийное
кино.
Главные герои "Богов" - белые,
негры и бушмены. Собственно негры в этих
картинах – составная часть современной
цивилизации, а настоящими аборигенами
являются лишь бушмены – коренные жители
пустыни Калахари. Рассказывать про эти
великолепные фильмы нет смысла, их нужно
смотреть и пересматривать.
Как
ни странно, но дилогия Джэми Юйса стала
лишь локальной вспышкой в южноафриканском
кино, после которой в нем воцарилась
тишь и благодать. В мире не знали, что
происходило в кино ЮАР до этого, и
совершенно непонятно, что делается в
южноафриканском кинематографе после
этих фильмов. Очень редко появляются
картины, которые получают мировую
известность ("Район № 9"). Ничего
не слышно про новые фильмы о бушменах,
поэтому широкий зритель не знает, что
происходит с этими обаятельными жителями
пустыни. Ходят слухи, что цивилизация
их поглощает и выплевывает в виде
обыкновенных городских и сельских
люмпенов – вполне возможно, что так оно
и есть.
Из
ЮАР перелетим в Австралию. Местное кино
стало известно в мире достаточно поздно
– лишь в самом конце 70-х годов, когда на
острове-континенте появились такие
режиссеры как Питер Уир ("Вид на
жительство" и "Шоу Трумана") и
Джордж Миллер ("Безумный Макс").
Массовый советский зритель познакомился
с австралийскими аборигенами в комедии
«Крокодил Данди». В этой замечательной
киноленте о прелестях жизни на природе,
в гармонии с кенгуру и крокодилами,
аборигены выступают в роли массовки,
как часть австралийской среды обитания.
Серьезные фильмы, которые затрагивали
проблемы сосуществования передовой
Западной цивилизации и австралийских
аборигенов, до СССР изредка добирались,
но вряд ли их видел кто-то, кроме
завсегдатаев кинофестивалей.
За
последние 40 лет в Австралии было создано
немало фильмов о коренных жителях
континента, но не все из них можно назвать
чисто местной продукцией.
В
1984 году немецкий режиссер Вернер Херцог
снял в Австралии фильм с местными
актерами "Там, где мечтают зеленые
муравьи". В нем рассказывается, как
аборигены противостоят горнорудной
компании, которая ищет полезные ископаемые
на священной для них земле. Аборигены
считают, что геологи могут потревожить
подземных муравьев, которые выберутся
на поверхность и уничтожат весь мир.
Вместо того, чтобы обвинить протестующих
в экстремизме, в работе на Госдеп и
прислать на разборки с ними борцов ММА,
"белые люди" пытаются договориться
с местными жителями и всячески их
задобрить. Я бы не назвал этот фильм
драмой, это скорее притча о том, что у
каждой стороны своя правда, и двум разным
цивилизациям невозможно найти точек
соприкосновения.
Чуть
позднее Херцога в Австралии американцы
сняли драматический вестерн -
"Куигли-австралиец" (1990) с Томом
Селлеком – своеобразную вариацию на
тему "Великолепной семерки". По
сюжету картины белые поселенцы истребляют
аборигенов, а пришлый ковбой встает на
их сторону. В этой ленте сыграли известные
актеры, но фильм не стал событием в
мировом кино.
Среди
собственно австралийских фильмов об
аборигенах нельзя пройти мимо "Мертвого
сердца" (1996) режиссера Ника Парсонса
с харизматичным Брайаном Брауном в
главной роли. Фильм неординарный, который
трудно забыть после просмотра. Сегодня
подобное кино уже не снимают, поскольку
в нем события освещаются с точки зрения
"белых людей". В эпоху всепроникающей
расовой политкорректности, которая
оборачивается новым расизмом, уже нельзя
снимать такие фильмы, где злодеи –
черные, а хорошие парни – белые. В
"Мертвом сердце" вожди одного из
племен предстают в образе натуральных
бандитов, которые творят, что хотят и
остаются совершенно безнаказанными.
Они пользуются теми благами, которые
предоставляет им Западная цивилизация,
но ее законы соблюдать не хотят и не
соблюдают.
"Клетка
для кроликов" (2002) – самый известный
в мире австралийский фильм о столкновении
передовой цивилизации с первобытной.
Его автором стал австралийский режиссер
Филипп Нойс, который ранее получил
известность в Голливуде своими фильмами
с Харрисоном Фордом "Игры патриотов"
и "Прямая и явная угроза." Кино
получилось местами душераздирающее,
но интересное и познавательное. Фильм
снят по реальным событиям, имевшим место
в первой половине 20 века: в нем идет речь
о насильственном изъятии детей-полукровок
из аборигенных семей, которых австралийское
правительство хотело сделать полноправными
членами цивилизованного общества.
Намерения в принципе были благими, но
средства абсолютно негодными. Детей
силой отбирали у родителей и вместо
семьи они оказывались в казарме. По
сюжету три маленькие героини сбегают
из детского лагеря и отправляются через
всю Австралию домой, к маме. Чувствительным
натурам лучше картину не смотреть –
иначе реки слез вам гарантированы.
В
21 веке в Австралии снимается немало
фильмов про аборигенов, но большую их
часть я к просмотру порекомендовать не
могу. Например, картину "Десять лодок"
(2006), в которой играют только аборигены,
а о происходящем рассказывает закадровый
голос. В Сети пишут, что это комедия, но
мне смешно не было. Кажется, что смотришь
документалку о жизни аборигенов, а не
художественный фильм. Совсем свежий
"Сладостный край" (2017) Уорвика
Торнтона – картина с хорошими актерами
(С.Нилл, Б.Браун), но очень тягомотная и
мрачная. Фильм на один просмотр.
Из
современного австралийского кино по
этой теме я могу отметить лишь один
сериал, который не стоит пропускать
любителям атмосферных детективов в
духе американского "Настоящего
детектива". Мини-сериал "Таинственный
путь" (Mystery Road,
2018) хорош не своей детективной интригой,
а потрясающими пейзажами, среди которых
разворачивается история расследования
исчезновения двух молодых парней.
Картинка в нем настолько завораживает,
что сама история уходит на второй план.
Главный
герой "Таинственного пути" –
детектив-абориген Джей Свон в исполнении
актера-аборигена Аарона Педерсена.
Ранее этот персонаж дважды появился в
художественных детективных фильмах
("Таинственный путь"(2013), не имеющий
ничего общего с сериалом, и "Голдстоун"
(2016), но эти ленты несколько уступают
сериалу.
В
мини-сериале зрители не только насладятся
открыточными видами Австралии, но и
познакомятся с жизнью современных
аборигенов. Из пустыни они переселились
в стационарные поселки, утратили старые
традиции и образ жизни, но полноправными
членами богатого австралийского общества
так и не стали. Аборигены являются
практически люмпенами, низшим классом
в австралийском обществе. Разумеется,
за некоторыми исключениями, вроде самого
Аарона Педерсена – достаточно известного
австралийского актера.
И
напоследок упомяну про еще один фильм
по теме статьи. В мировом кино было снято
достаточно много картин про Амазонию
и джунгли, примыкающие к этому региону.
Эти места издавна привлекали
кинематографистов потрясающей природой,
своеобразной фауной и дикими местными
обитателями, живущими первобытными
племенами. В основном, аборигены в этих
фильмах выполняют роль экзотического
фона - вместе с Амазонкой (ее притоками)
и джунглями ("Фицкарральдо" Вернера
Херцога) или выступают в том же качестве,
что и американские индейцы в ранних
американских вестернах ("Агирре, гнев
божий" В.Херцога, "Ад каннибалов"
Руджеро Деодато).
К
счастью, есть и такие фильмы, где тема
амазонских аборигенов в кино раскрывается
по другому – к примеру, в американской
картине "Знахарь" (1992) Джона
Мактирнана с Шоном Коннери в главной
роли. Герой Коннери живет в амазонском
племени и пытается создать лекарство
против рака из местного растения, а тем
временем современная цивилизация
уничтожает природу, аборигенов (как ее
часть) и саму себя, мешая создать
лекарство, которое спасет миллионы
жизней. Хороший и добрый фильм – один
из лучших у Шона Коннери.
Комментариев нет:
Отправить комментарий