пятница, 20 ноября 2020 г.

Брутальный мужчина Лино Вентура

 

(Лучшие фильмы Лино Вентура. Топ-15)

В одном документальном фильме, посвященном памяти замечательного французского актера Лино Вентура, кто-то произнес банальные, но удивительно точные слова о Лино: "в нем было что-то особенное, что и делало его неповторимым". Трудно сказать, чем именно отличался Лино от своих звездных коллег (обаятельных и харизматичных парней среди них было немало), но что-то особенное в нем действительно было, поэтому мы и помним его до сих пор, хотя прошло уже более 30 лет с его смерти.

 

В 20 веке французское кино не испытывало недостатка в звездах: имена Жана Габена, Ива Монтана, Брижит Бардо и еще пары десятков актеров знали не только во Франции и Европе, но и за "железным занавесом". В Советском Союзе с начала 60-х годов показывали много французских фильмов, поэтому мы были знакомы со всеми французскими звездами не понаслышке. Правда, иностранные картины часто выходили в СССР с некоторой задержкой, поэтому ряд зарубежных актеров становились популярными в Советском Союзе позднее, чем на Западе. К примеру, в случае с Бельмондо эта задержка составила почти 15 лет. С Лино Вентурой произошла похожая история.

Лино стал звездой во Франции в самом конце 50-х, а уже в 1960-м до Советского Союза добрался его новый фильм "Мари-Октябрь" (1959). Проблема в том, что запомнить Вентуру после этой картины смогли очень немногие зрители. В этом кино около десятка актеров постоянно присутствовали в кадре, а Лино был рядовым членом актерского ансамбля. Сейчас "Мари-Октябрь" воспринимается как фильм с Лино Вентура, а в 1960 году это было кино о французских подпольщиках с Даниэль Дарьё в главной роли.

В 1964 году состоялась новая встреча советского зрителя с Лино – в киноальманахе Жюльена Дювивье "Дьявол и 10 заповедей" (1962), состоящем из 7 новелл. Поскольку Вентура сыграл только в одной из них, исполнив роль отпетого негодяя, который появляется на экране минут на пять, вряд ли советский зритель заметил его в компании Фернанделя, Алена Делона, Шарля Азнавура, Луи де Фюнеса и других звезд французского кино. 

Лишь в 1968-м году в СССР показали фильм, в котором у Лино была главная роль – "Искатели приключений" (1967). Дуэт Вентура - Делон в этом романтичном и душещипательном кино не мог не запомниться советским зрителям (знаю по себе, хотя посмотрел его уже при повторном показе в 1980-е). В том же году на экранах страны появилась старенькая драма "Монпарнас, 19" (1958), но в этом фильме солировал Жерар Филип, а у Вентуры была второстепенная роль.

В Советском Союзе Лино Вентура так и не смог стать таким же популярным актером как Жан Маре, Луи де Фюнес или Пьер Ришар. И это неудивительно. Ведь из 70 картин, в которых снялся Лино, у нас показали всего десяток, среди которых практически не было его главных фильмов.

К счастью, сейчас зритель может познакомиться почти со всеми актерскими работами этого замечательного актера, но стоит ли это делать в 21 веке? Такой вопрос не стоит перед поклонниками этого мастера, но тем, кто не знает Лино или знаком с ним шапочно, я бы не рекомендовал изучать его творчество наобум. Многие его фильмы в эпоху компьютерных блокбастеров кажутся откровенно устаревшими, и их просмотр может только испортить впечатление от знакомства с Вентурой. Моя небольшая заметка о творческом пути Лино Вентуры поможет вам сделать правильный выбор.


Лино в начале карьеры


В 30-е годы самым популярным актером во Франции был Жан Габен – не самый красивый, но харизматичный актер, который после некоторого ухода в тень во время войны, вернул былые позиции в середине 50-х. Именно Габен был мужским символом Франции в 30-е – 50-е годы. 

Жан Габен стал настоящим крестным отцом Вентуры: Лино дебютировал в гангстерском фильме "Не тронь добычу" (1954), в котором главную роль играл Габен. В дальнейшем они станут друзьями, и будут сниматься вместе достаточно часто. Лино станет своеобразным наследником Габена во французском кино ("духовным сыном"), заменив его в амплуа брутального мужчины, который мало говорит, но много делает.

Жан и Лино были похожи внешне: небольшой для мужчины рост (около 170 см), массивная голова, квадратное телосложение, лицо громилы с добрыми глазами. Их коренастые и крепкие фигуры были олицетворением мужской силы. Насколько в реальности был силен Габен – неясно, а вот внешность Лино не обманывала – он в молодости был борцом, а позднее рестлером. 

Но схожесть этих звезд была не только в их внешности: эти сильные парни были ранимыми, сдержанными и застенчивыми. Застенчивость Лино доходила до такой степени, что он смущался даже во время съемок обычных романтических сцен, где нужно было поцеловать партнершу.

После удачного дебюта в роли бандита Вентура продолжил появляться на экране в ролях таких же громил: "Облава на торговцев наркотиками" (1955), "Включен красный свет" (1957)... Он активно снимался во второй половине 50-х, но долгое время не получал главных ролей. Прорыв произошел в фильме "Привет вам от Гориллы" (1958), где Лино сыграл секретного агента. Фильм не стал кассовым рекордсменом, но показал вполне достойный результат в прокате (2,8 млн зрителей). К сожалению, сейчас он безнадежно устарел, как почти все картины родом из 50-х, в которых можно встретить Вентуру. 

Как только Лино стал популярным, он стал пробовать свои силы в самых разных ролях, не собираясь эксплуатировать амплуа героя боевика. После успеха "Гориллы" Вентура отказался играть в продолжении этой ленты, что было весьма рискованно для его начинающейся карьеры, но как показало будущее, риск оправдался. Уже в следующем году вышли 8 картин с участием Вентуры, и почти во всех ему достались главные роли. Роли весьма разнообразные: владельца ресторана - в "Зверь выпущен", бывшего подпольщика - в детективе "Мари-Октябрь", маньяка и по совместительству хозяина гостиницы - в "Пансионе "Эдельвейс", простака — продавца газет, который по глупости вляпался в историю с убийством – в детективе "Улица Монмартр, 125", сбежавшего заключенного - в триллере "Двенадцать часов"….

Из перечисленных картин я выделю "Мари-Октябрь" (1959), которая и сейчас смотрится отлично, хотя сюжет этой детективной истории больше подходит для спектакля, а не фильма: бывшие участники "Сопротивления" через 15 лет после убийства своего товарища собираются в доме одного из них и выясняют, кто из них оказался предателем. Каждый оказывается под подозрением, в том числе и герой Вентуры.

В начале 60-х Лино продолжал активно сниматься, примеряя к себе разные амплуа и киножанры. Он сыграл шахтера в романтическом фильме "Девушка в витрине" (1961), солдата в военной картине "Такси до Тобрука" (1961), доктора в комедии "Львы на свободе", рыбака в "Лодке Эмиля" (1962)….

"Такси до Тобрука" в 1961 году стал самым кассовым французским фильмом (4,9 млн зрителей). Это не шедевр, но вполне добротное кино, действие которого происходит во Вторую мировую войну. В фильме зритель не увидит военных действий и ратных подвигов – по жанру это скорее приключенческая драма, а не военное кино. К сожалению, лента черно-белая.


60-е годы

 

Новых высот в своей карьере Лино достиг ближе к середине 60-х, когда он стал больше внимания уделять комедийному жанру. В 1963 году вышел комедийный боевик "Дядюшки-гангстеры" с его участием, а в следующем году – шпионская комедия "Барбузы — секретные агенты". Если хотите увидеть Лино Вентура в его лучшей форме, то эти две картины Жоржа Лотнера точно для вас. В обеих комедиях ему достались роли суперменов, которые защищают своих подопечных: в "Дядюшках" на его попечении оказалась дочка старого друга, а в "Барбузах" – молодая вдовушка (в ее роли блистательная Мирей Дарк, которой тогда было всего 25). На мой вкус «Барбузы» - отличный образчик французской комедии 60-х, не уступающий "Фантомасу" и "Жандарму из Сен-Тропе".

В тот же период Вентура сыграл в боевике "Сто тысяч долларов на Солнце"(1964) Анри Вернея – в картине о буднях работников африканской транспортной фирмы. Это "Форсаж" родом из 60-х. Всю картину герой Лино преследует своего дружка (Бельмондо), угнавшего грузовик с ценным грузом. Погоня – это всегда интересно, а гонки на грузовиках по горным серпантинам Северной Африки – тем более. Впечатление от фильма несколько портит отсутствие цвета. Великолепные горные пейзажи явно пострадали от скупости кинокомпании "Гомон", решившей снимать фильм на черно-белой пленке.

Почти одновременно с Вентурой во Франции стали популярными актерами еще два харизматичных парня, которые были моложе Лино лет на 15: Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон. И с тем, и с другим Лино встречался на съемочной площадке раньше, но "Сто тысяч долларов на Солнце" – это первый фильм, в котором Вентура и Бельмондо выступают в качестве дуэта уже состоявшихся звезд кино. 

В "Лесорубах" (1965) Робера Энрико солируют тоже две звезды - Бурвиль и Вентура. Несмотря на присутствие известного комика Бурвиля, фильм получился невеселым, но эта история вполне может заинтересовать современного зрителя. Понравился он и французам, оказавшись в Топ-5 самых кассовых французских фильмов 1965 года (3,6 млн. чел.). Зрительская аудитория этого, да и многих других фильмов Вентуры, могла бы быть больше, но такое кино как "Лесорубы" вряд ли может понравиться женщинам. Это чисто мужская история – как "Великолепная семерка" или "Грязная дюжина".

Во второй половине 60-х из 8 картин Лино Вентуры лишь одна оказалась комедией: "Не будем ссориться" (1966) Жоржа Лотнера — фильм не великий, но приятный (мне понравились в нем диалоги, а также дуэт Вентура – Мирей Дарк). Все остальное творчество Лино того периода – это драмы Жан-Пьера Мельвилля, Жозе Джованни и Робера Энрико. 

Уже упоминавшиеся мной "Искатели приключений" Р.Энрико (1967) – не шедевр кинематографа, но это светлое и печальное кино о настоящей дружбе с молодым Делоном и еще не старым Вентурой можно смело рекомендовать к просмотру. Обаятельные и харизматичные актеры не разочаруют современного зрителя. Другое дело, что это экранизация романа Жозе Джованни, а значит, вам придется шмыгать носом и вытирать глаза в конце фильма…

Писатель, сценарист и режиссер Жозе Джованни – это французский Достоевский. Он 11 лет провел в заключении и видел мир исключительно в черном цвете. В его фильмах хэппи-энды были исключены по определению. Ничего хорошего не ждет зрителя и в конце полицейской драмы «Последнее известное место жительства» (1969), которую Джованни снял сам по собственному сценарию. Формально это детектив, где полицейский (Вентура) со своей помощницей (М.Жобер) ищут важного свидетеля, но фильм снят так, что возникает ощущение, словно Христос поднимается на Голгофу. Кино у Джованни получилось неординарным: я его смотрел в 90-е, в нулевые и совсем недавно, а оно все никак не устаревает. 

Нельзя не отметить в этом фильме дуэт умудренного опытом Лино и молодой Марлен Жобер, для которой 1970 год стал триумфальным. В том же году она сыграла в кассовом хите «Человек, приехавший в дождь», где ее партнером стал великий Чарльз Бронсон (3-е место во французском прокате), а «Последнее известное место жительства» вошло в Топ-10 самых популярных картин года (2,2 млн. зрителей).

Для Вентуры этот период тоже оказался чрезвычайно удачным. Помимо фильма Джованни он снялся у Анри Вернёйя в "Сицилийском клане" (1969). В этом выдающемся криминальном фильме даже придраться не к чему: актеры как на подбор (Габен, Вентура, Делон), отличный сценарий, который объединил 2 жанра - гангстерского фильма и полицейского боевика, уверенная режиссура и бесподобная мелодия Эннио Морриконе. 

Лино Вентура играет в "Клане" комиссара полиции, но остается несколько на втором плане, поскольку главной сюжетной линией являются взаимоотношения главы сицилийской криминальной семьи (Габен) и молодого бандита (Делон). Герой Лино идет по их следу, но постоянно опаздывает. До поры до времени…


Поздний Вентура


60-е стали лучшим десятилетием в биографии Лино Вентуры. В следующую декаду несколько его фильмов сделали неплохую кассу во Франции, но в творческом плане эти годы не стали для него такими же удачными. 

Эксцентричная комедия с Вентурой "Возвращение надоедливой букашки" (1971) не привлекла толпы людей в кинотеатры (1,4 млн. зрителей), но я бы не сказал, что картина не получилась. При ее просмотре вполне можно посмеяться, да и актерский состав там отменный: Лино в "Букашке" сыграл знаменитого среди продвинутых читателей дядюшку Сагамора, рожденного фантазией Чарльза Вильямса, а ему ассистируют Жан Янн и Мирей Дарк. 

Сбросив шкуру Сагамора, Вентура перевоплотился в знаменитого босса американской мафии Вито Дженовезе в фильме "Коза ностра" ("Бумаги Валаччи" (1972), где его партнером стал Чарльз Бронсон. Лино в этой картине был очень хорош (его герой внушает настоящий страх, как и реальный Вито), но эта лента о мафии вышла в неудачное время – почти одновременно с "Крестным отцом", которому она проигрывает во всех отношениях.

"Приключения есть приключения" (1972) Клода Лелуша оказался успешным во французском прокате, но сейчас сложно разобраться, по какой причине эта затянутая лента с надуманным сюжетом привлекла тогдашних французов в кинотеатры. Вполне возможно, что из-за актеров, ведь помимо Вентуры там отметились популярные французские певцы Жак Брель и Джонни Холлидей.

В "Молчаливом" (1973) французский ученый (в его роли Вентура) стал жертвой игр секретных служб. Сначала ему попортил жизнь КГБ, а через 15 лет британская разведка. Сюжет фильма не отличается правдоподобием: авторы фильма пытаются уверить зрителей, что вся Европа наводнена чекистами, которые не дают герою Вентуры покоя, преследуя его по пятам. Чекисты действительно много убивали (и похищали) людей в Европе, но надо понимать, что большинство убийств и похищений относилось к сталинским временам, а в 60-70-е киллеры из КГБ по улицам западноевропейских городов свободно не разгуливали.

В мелодраматической комедии "С Новым годом!" (1973) Лино вновь встретился с Клодом Лелушем и эта встреча заслуживает внимания современных зрителей. Я думаю, это кино наверняка придется по вкусу заключенным, поскольку Вентура сыграл в фильме обаятельного мошенника, который угодил в тюрьму на долгий срок, но любимая женщина его дождалась. В кино так бывает. Помимо зэков эту картину оценят и многие женщины: в ней есть, какая никакая, но история любви. Мне же этот фильм запомнился больше из-за остроумного высказывания героя Вентуры, когда он объяснял своей новой знакомой, почему не был женат: "Если любишь женщину, зачем оскорблять ее предложением вступить в брак?…".

Французские зрители не оценили "Молчаливого" и не были в восторге от "С Новым годом!", но следующий фильм Лино – комедия Эдуарда Молинаро "Зануда" (1973) заняла в прокате 6-е место (3,35 млн зрителей). В "Зануде" Вентура сыграл героя, в чью шкуру через несколько лет влезет Жерар Депардье, когда объединится с Пьером Ришаром – традиционным исполнителем роли французского Иванушки-дурачка – Франсуа Пиньона (Перрена). В "Зануде" в роли Пиньона друг Лино - Жак Брель и его персонаж действительно настолько занудлив, что портит весь фильм.

Следующая картина Вентуры - мелодрама Клода Пиното "Пощечина" (1974) вновь стала коммерчески успешной, но мне трудно понять, что французов привлекло в этой картине. По крайней мере, для мужской аудитории в этой истории нет ничего увлекательного: герой Лино весь фильм разбирается со своими женщинами – бывшей женой, подругой и истеричкой дочерью (временами мне тоже хотелось дать ей пощечину, чтобы заткнулась!). Нечто похожее по тематике чуть позже сняла в СССР Алла Сурикова под названием "Суета сует" (1979), но если сравнить два этих фильма, то "Пощечина" сильно уступает советской комедии.

В 1975 году на европейских экранах появились 2 фильма, в которых честный инспектор полиции в исполнении Вентуры борется с нечестными политиканами. В Италии Франческо Рози снял откровенную коммунистическую агитку "Сиятельные трупы", которую сейчас смотреть точно не стоит, а во Франции Пьер Гранье-Дефер сделал похожий по теме, но более вменяемый фильм - "Прощай, полицейский" (1975). В этой последней картине Лино ассистировала новая звезда французского кино - Патрик Деваэр. 

 

После «разборок с политиками» Вентура несколько лет не появлялся на экране, но в 1978 году зритель увидел сразу 3 фильма с его участием, из которых английский детектив "Прикосновение медузы (1978) Джека Голда на мой вкус является одним из лучших в карьере Лино. Этот мистический триллер не был по достоинству оценен ни зрителями, ни критиками, но прошли годы, и сейчас очевидно, что кино у Джека Голда получилось неординарное. Оно как хороший коньяк, который с годами становится все лучше и лучше.

Особенно впечатляет в этой ленте финал. Напряжение по ходу расследования убийства известного писателя постепенно нарастает, но когда в конце фильма кажется, что Добро победило, Зло вдруг поднимает голову и зритель понимает, что борьба отнюдь не закончена… 

Следующая удача в карьере Вентуры связана с еще одним фильмом на детективную тематику, в котором финал кардинально изменяет восприятие этой истории - "Под предварительным следствием" (1981) Клода Миллера (фильм также известен под названием "Инквизитор"). Почти все содержание этого психологического триллера сводится к допросу подозреваемого (Мишель Серро) инспектором полиции (Вентура). Практически все действие этого камерного фильма происходит в одной комнате, но оторваться от просмотра сложно. Дуэль инспектора, который знает свое дело, и увертливого подозреваемого в убийствах девочек приходит к закономерному финалу, но вдруг… Вдруг происходит то, что не даст вам забыть этот фильм. Детали допроса с годами сотрутся из памяти, а концовка нет. Такое не забывается.

Лино Вентура всю карьеру старательно избегал участия в экранизации классики ("Преступление и наказание" на заре карьеры не в счет – там у него была эпизодическая роль), но под конец сдался, сыграв в "Отверженных" (1982) по роману Гюго. Классика на то и классика, чтобы мухи со скуки дохли, но если вы школьник, которому кровь из носу нужно узнать, чем закончилась история Жана Вальжана, то тогда можно потратить 3 часа своей жизни на "Отверженных". Я давно вышел из школьного возраста и не смог себя заставить смотреть это кино. Мне нравится Вентура, но роль Вальжана точно не для него, хотя он и получил за нее "Сезара". 

Приключенческий фильм "Богач" (1982) больше подошел Лино: в роли золотоискателя он выглядит органичнее, несмотря на свои 63 года. Правда, фильм не особенно интересен, хотя он неплохо прошел во французском прокате (3,39 млн зрит.), обогнав и "Рокки-3", и "Рэмбо", и даже очередной фильм бондианы "Осьминожку"! Удивительно, но режиссер Жозе Джованни на этот раз не стал портить финал и оставил героев в живых, хотя и здесь он не удержался, сделав перед титрами намек зрителю: сильно не радуйтесь! скоро здесь будет гора трупов!…

Не люблю фильмы с заранее известным финалом. "100 дней в Палермо" (1984) как раз из этой серии, поскольку в его основу положена биография генерала Карло Далла Кьеза – префекта Палермо. Генерала отправили наводить порядок на Сицилию, где он был убит мафией 3 сентября 1982г. Кино снято буквально по горячим следам трагических событий, что на пользу художественным произведениям никогда не идет. Сейчас это обстоятельство уже не является недостатком, но и достоинств у этого фильма немного. Да и зачем нам смотреть еще один фильм о мафии, доказывающий всем известный постулат, что «мафия бессмертна»? … Советским людям в свое время хватило «Спрута», а последние 20 лет мы смотрим по ТВ нескончаемое реалити-шоу о том, как мафия захватила власть в самом большом государстве на планете и делает, что хочет.

Последняя главная роль в биографии Лино была сыграна актером в том же 1984 году в детективе Клода Пиното "Седьмая мишень". В этом кино Вентура - писатель, который становится жертвой нескольких нападений неизвестных. Фильм не сильно увлекательный, но в нынешнюю эпоху "ми.ту" весьма полезный. Все бабы в нем – дуры (просто до идиотизма!) и именно от них все неприятности у главного героя.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий