понедельник, 16 апреля 2018 г.

Вернулся солдат на Родину


Так уже повелось в кинематографе, что ряд сюжетов, придуманных в одной стране, начинают кочевать по всему миру, прекрасно адаптируясь к местным национальным особенностям. "Великолепная семерка" изначально имела японское происхождение ("Семь самураев" А.Куросавы), но прижилась в прериях Дикого Запада так, что про ее рождение в Стране восходящего солнца мало кто помнит. То же самое можно сказать про детище Сержио Леоне "За пригоршню долларов", которое также было переработано из японского "Телохранителя". Американцы часто брали сюжеты французских комедий и переснимали их с американскими актерами: так они переделали "Невезучих", "Высокого блондина в черном ботинке", "Игрушку", "Тотальную слежку" и многие другие фильмы.  
На современном телевидении успешные телепроекты тоже часто переснимаются в других странах. Особенно это характерно для американских ситкомов, которые мигрируют по всему миру: "Няня", "Женаты, с детьми", "Все любят Рэймонда"… Поскольку американский юмор достаточно универсальный, комедийные сериалы приспособить к другой стране не сложно. А вот с адаптацией драматических сюжетов проблем больше. Чтобы сериал получился, его приходится весьма существенно переделывать, приспосабливая к новой среде обитания. Простое заимствование сюжетных ходов и героев – путь к провалу.
В 2015 году Павел Лунгин переснял для российского зрителя американский сериал "Родина", оставив то же название и все характерные особенности оригинала. Не обязательно смотреть нашу "Родину", чтобы вынести приговор этой глупой затее. Дело в  том, что перенести американскую "Родину" на родные суглинистые почвы невозможно в принципе. Причина не просто в том, что уж слишком разные у нас страны (одна сейчас играет роль мелкой шпаны, а другая изображает из себя шерифа, который устал и ушел на пенсию), а в тех организациях, которые находятся в центре сюжета. В американском проекте все вертится вокруг деятельности ЦРУ, чьи оперативники и аналитики, не покладая рук, защищают Родину от террористов. А у нас вместо ЦРУ - ФСБ….
Да, у ЦРУ репутация довольно паршивая – и не только на родных просторах, но и в самих США, но она хотя бы есть! А "ФСБ" и "репутация" в одном предложении сосуществовать не могут. Чтобы смотреть сериал "Родина" а-ля Павел Лунгин, действие которого происходит в 1999 году (!), необходимо допустить, что ФСБ борется  с террором… Еще раз: ФСБ борется с террором в 1999 году! Я понимаю, что для кино, вроде "Гитлер Капут!", можно придумать самый идиотский сюжет и зритель под попкорн его съест. Едали и не такое. Но ведь Лунгин снимал драматический сериал!  А откуда здесь возьмется драма на таком убогом фундаменте?..
Если же абстрагироваться от недостатков российского проекта, то непонятно одно: зачем в принципе переснимать оригинальную "Родину"? С конца 80-х годов 20 века американское кино является самой большой и интересной частью того кинематографа, которое смотрит российский зритель. Можно сказать, что это такое же наше кино, как и снятое в России.  Смысла в подобных ремейках нет. 
Американскую "Родину" (Homeland, выходит с 2011) тоже иногда называют ремейком израильского сериала "Военнопленные", но это неверно. Создатель "Родины" Гидеон Рафф взял за основу собственный сериал "Военнопленные", но из оригинального телепроекта позаимствовал немного. И ничего специфически израильского в "Родине" нет – кино получилось стопроцентно американским. 
Когда смотришь первый и второй сезон "Родины", то в голове часто мелькает мысль, что одним выдающимся сериалом на телевидение стало больше. И награды, которые обрушились на телепроект, подтверждают это впечатление. Первый сезон был удостоен в 2012 году "Золотого глобуса" и "Эмми", призы "Эмми" получили также исполнители главных ролей – Клэр Дэйнс и Дэмиэн Льюис. Вторая порция из 12 серий тоже была отмечена "Золотыми глобусами", которые получили создатели "за лучший драматический ТВ-сериал", и исполнители главных ролей.
Проблема в том, что история возвращения сержанта Броуди на Родину растянута на три сезона (каждый по 12 серий) и ее завершение сильно портит впечатление от первых двух. Обычно такого рода сериалы делаются по-другому: один сезон представляет собой законченную историю. Соответственно, если какой-то из отснятых сезонов получается не таким удачным, как другие – это не сильно влияет на восприятие всего проекта.   
Гидеон Рафф и другие создатели "Родины" пошли своим путем и просчитались. Они взяли слишком большой кусок из жизни своих героев, и упаковали в сериал столько сюжетных линий, что, в конце концов, сами запутались в них, и не сумели завершить свою историю адекватным финалом. А ведь конец – всему делу венец! В течение 2-х сезонов (24 серии) им удалось не просто приковать внимание зрителей к экрану, а сделать так, что интерес к проекту возрастал все больше и больше. Финал второго сезона стал недосягаемой вершиной, на которую удалось забраться Раффу сотоварищи и завести с собой зрителей. Развязка второй сезона обещала так много, что любой из вариантов неизбежно оставлял бы зрителей несколько разочарованными. Но тот, что получился  в реальности, оказался катастрофически разочаровывающим. Лично я после завершения истории сержанта Броуди почувствовал себя обманутым.
Чтобы объяснить, в чем главная ошибка создателей "Родины", придется отступить немного в прошлое.
Основа этого телепроекта была заложена датским сериалом "Убийство" (2007), который был не просто детективной историей, а объединял в себе целых три сюжетных линии, которые постоянно сталкивались в рамках первого сезона из 20-серий: расследование убийства девушки (детектив) было совмещено с неторопливой семейной драмой и довольно закрученным политическим триллером. Удачная идея датчан (три в одном) была позаимствована создателями многих других детективных сериалов, и использована Гидеоном Раффом в "Родине".

В "Родине" имеется основной сюжет, связанный с возвращением из плена сержанта морской пехоты Николаса Броуди, которого оперативник ЦРУ Кэрри Мэтисон заподозрила в измене. Это шпионско-детективная линия. На нее нанизывается семейная драма, связанная с возвращением Броуди в семью, которая 8 лет считала его погибшим и жила своей жизнью. В сериале имеется также политическая линия, связанная с борьбой за президентский пост и место главы ЦРУ, а также история любви Кэрри и Броуди. Четыре сюжетные линии проекта дополнительно приправлены философскими размышлениями о природе терроризма; о том, кто прав и виноват, и оправдывает ли благая цель любые средства.
Нетрудно понять, что такое переплетение разноплановых историй сложно упаковать в одну, при просмотре которой зритель не мог бы оторваться от экрана, а после окончания каждой серии с нетерпением ждал следующей. В общем и целом, команда создателей "Родины" справлялась со своей задачей на отлично, но при переходе от второго сезона к третьему все стало разваливаться, а в финале все окончательно полетело ко всем чертям. 
В своей основе "Родина" - детектив на шпионскую тему. И про это забывать нельзя. Все напряжение в сериале держится на простой интриге: стал Броуди террористом после пребывания в плену или нет?  Создатели отвечают на этот вопрос не сразу, а когда делают это, то их ответ получается настолько неоднозначным, что в конце первого сезона зритель по-прежнему остается заинтригованным: ведь, что будет дальше – совершенно непонятно. Загадка, связанная с Броуди, переходит во второй сезон. В нем главная сюжетная линия претерпевает изменения: если в начале "Родины" было очень много детектива, то во втором сезоне его подавляют шпионские игры, в центре которых оказывается тот же Броуди, ставший сенатором. Цэрэушные разборки с террористами продолжаются до самого конца второго сезона, но в последние тридцать минут создатели огорошивают зрителя неожиданным поворотом сюжета. Главный вопрос первого сезона "ху из мистер Броуди?" возвращается в повестку дня, а значит, нас снова ждет детектив!
И что же мы видим в начале третьего сезона?  Создатели словно забыли, на чем они остановились во втором! Вот в чем проблема! Продолжения детективно-шпионской линии просто нет! Целых четыре серии зрители остаются в недоумении, как будто смотрят совершенно другой сериал. Гидеон Рафф почти забыл про Броуди, превратил Кэрри в абсолютно психованную бабу, которая раздражает не только всех героев в сериале, но и бесит зрителей, а основное внимание сценаристы уделили семье Броуди, которая оказалась под прессом общественного мнения. Вся детективная история, которую нам анонсировали в концовке второго сезона, была спущена на тормозах. Вместо нее нам подсунули драму. 
К 5-6-й серии дело все-таки налаживается: шпионские игры вновь выходят на первый план, и кажется, что сериал наконец-то вернулся в свою колею. Но ближе к окончанию истории Броуди в эпицентре событий оказываются политические игры, и история несчастного сержанта заканчивается торжеством политической целесообразности.   
После просмотра последней серии третьего сезона долго остаешься в недоумении: неужели нельзя было придумать более внятную концовку? Почему она вышла такой скомканной? Семье Броуди уделяли чрезмерно много времени в начале сезона, но под конец про нее совсем забыли. Тогда зачем так подробно знакомить нас с жизнью этих людей, если вы бросили этих героев на полдороге?… Любовь главных героев в конце 2-го сезона была столь сильна, что казалось, что они преодолеют все преграды, чтобы быть друг с другом. Но в третьем сезоне вместо истории всепоглощающей любви получился какой-то пшик, а закончилось все "Титаником" для бедных (вероятно, для съемок этой сцены осталось буквально две копейки). В сравнении с тем, как попрощались Кэрри и Николас, сцена прощания на плоту толстушки с Леонардо выглядит кино-шедевром.
Итак, детективно-шпионский сериал в своем третьем сезоне сменил несколько личин, и обернулся в конце совершенно отвратительной политической физиономией - циничной и отталкивающей. И понятно, почему никаких премий за этот сезон создатели "Родины" не получили. Ведь такого "сюрприза" поклонники проекта явно не ожидали!
Вдобавок ко всем глобальным проколам, связанным с большим количеством сюжетных линий, в третьем сезоне добавились несколько более мелких несуразностей. По сюжету мировая знаменитость Броуди скрывается от всего мира, но почему-то не удосуживается даже отрастить бороду и одеть черные очки! По весьма надуманному поводу один из высших чинов иранской разведки запросто приезжает в США и похищает там оперативника ЦРУ! Броуди из Канады попадает в Венесуэлу, но авторы сериала даже не потрудились нам объяснить: как это у  него получилось?…
А теперь о хорошем. Несмотря на неудачное окончание, "Родину" смотреть нужно. Как бы то ни было, но из 36 серий откровенно не получились всего 3-4. Еще раз повторюсь: авторы пали жертвой своей гигантомании, попытавшись сделать сериал-эпопею. "Мыльные оперы" можно растягивать до бесконечности, но с детективами (пусть и на шпионскую тему) такая процедура не проходит. Если бы третий сезон получился удачным, то создатели "Родины" честно получили бы за свою работу твердую пятерку, а так получилась четверка с минусом. Тоже неплохо. 
Отдельно хочется отметить актерский состав проекта. Два главных героя (Кэрри и Броуди) – весьма необычный тандем. У патриотки Кэрри биполярное расстройство (маниакально-депрессивный психоз), признаки которого Клэр Дэйнс демонстрирует нам во всей красе. Для получения премий такая особенность героини – благо для актрисы, но для любви зрителей болезнь ее героини является помехой. 
Когда Кэрри начинает вращать глазами и совершать неадекватные поступки, то сопереживать ей довольно сложно. Еще более противоречивый герой достался Дэмиену Льюису, которого временами жалко, но на протяжении большей части истории он воспринимается зрителями как откровенно отрицательный персонаж.
При таких главных действующих лицах сериал нуждался в однозначно положительном герое,  место которого занял мудрый ветеран разведки Сол, чья роль заключается в том, чтобы быть своеобразным буфером между Кэрри и не совсем подходящей для нее Конторой. 
Сола великолепно сыграл Мэнди Патинкин, для которого "Родина" стала настоящим прорывом в карьере на пороге его 60-летия (он получил номинации и на "Золотой глобус" и на "Эмми" за роль второго плана). Патинкин снимался в кино и сериалах несколько десятилетий, но принадлежал к многочисленному отряду  американских актеров, которых многие зрители где-то видели, но вряд ли могли вспомнить, где именно, и уж тем более не  помнили, как их фамилия. Патинкин отчасти повторил судьбу Хью Лори, ставшего  мировой знаменитостью после перевоплощения в доктора Хауса, и Марка Хармона, который выбился в звезды благодаря "Морская полиция: спецотдел".
Напоследок пара мыслишек про загадочное название сериала. Почему "Родина"? Обычно название хотя бы частично объясняет зрителю, о чем сериал. Часто для него берется фамилия или имя главного героя: "Доктор Хаус", "Сайнфелд", "Декстер", "Риццоли и Айлс", "Фрейзер"... Иногда в названии отражена суть проекта: "Ходячие мертвецы",  "Место преступления: Лас-Вегас", "Морская полиция: спецотдел"…  
Здесь же сериал совсем не о Родине, но почему тогда Homeland? Такое название скорее заставляет зрителя задуматься о том, что такое Родина. Сержант Броуди пробыл в плену 8 лет. И вот он возвращается, но куда? Разве на Родину? Сомневаюсь. Государство, которое отправило солдата в Ирак, неизвестно за чем и бросило его в плену, может быть для Броуди Родиной? - Нет. И уж тем более не является Родиной тот клочок земли, где он родился – американцы редко привязываются к тем местам, где появились на свет.  Близкие люди могут олицетворять Родину? – Могут, но есть ли близкие у Броуди? Нет. За 8 лет он забыл жену, а она его, дети его выросли и не помнят папу, а он их знал совсем другими – теперь тех детей уже нет. Он чужак для всех в этой стране. Человек без Родины. Без роду и племени.

P.S.: Интересно, а как в самом Иране восприняли то оригинальное объяснение, которые предложили авторы третьего сезона для улучшения межгосударственных отношений США и Ирана?… Начали искать внутренних врагов или просто посмеялись?… Учитывая, что создатель "Родины" израильтянин, не было ли это диверсией "Моссад", чтобы иранцы устроили зачистку потенциальных предателей в собственных силовых структурах?...
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий