За последние 40 лет в Италии не было более популярного музыкального исполнителя, чем Васко Росси. Сильно напоминающий не только внешне, но и по исполняемой музыке и своему имиджу Брюса Спрингстина, Васко сумел сделать невозможное - привить итальянцам любовь к рок-музыке на итальянском языке.
Англоязычный рок на Аппенинах всегда уважали. Та музыка, которую мы сейчас называем роком, появилась относительно недавно – в конце 1960-х, и итальянцы довольно быстро подсели на «Криденс», «Дип Пепл», «Лед Зеппелин» и «Роллинг Стоунз». Но своих рок-звезд в Италии долго не было. Группа Pooh, которая была весьма популярна в Италии в 70-е годы, играла музыку, напоминающую Smokie – больше поп, чем рок.
Бухгалтер по образованию и радиодиджей по жизни Васко Росси тоже начинал с гитарной попсы, смахивающей на любимых в СССР «Смоки», и, пройдя через увлечение «новой волной», к концу 1980-х остановился на классической рок-музыке, без особых поползновений в сторону хард-рока.
На эстраде Росси появился в самом конце 70-х, но поначалу дело у него не задалось. Выпускаемые им альбомы публика не замечала, что легко объяснимо, потому что это были ничем не примечательные пластинки. В начале следующего десятилетия ситуация несколько улучшилась, и его альбомы стали попадать в чарты, но тиражи их были весьма скромными. Прорыв случился в 1983 году с диском «Bollicine», который по итогам года стал 5-м в годовом итальянском хит-параде, а следующая концертная пластинка Васко Росси «Va bene, va bene cosi» (1984) стала самым продаваемым диском года в Италии! С той далекой поры вот уже 40 лет альбомы Васко принимаются итальянской публикой с неизменным энтузиазмом.
Про Васко нельзя сказать, что он в какой-то из периодов был неоспоримой звездой № 1 в Италии (он входил то в первую тройку, то в Топ-5 итальянских исполнителей с самыми большими тиражами альбомов), но по совокупности его карьерных достижений за последние 40 лет неофициальное звание «самого популярного эстрадного исполнителя Италии» к нему вполне подходит.
При всем при этом в нашей стране Васко практически неизвестен. В этом ему не помогли ни практически русское имя, ни фамилия, почти совпадающая с названием России. О неизвестности этого музыканта я сужу по собственному опыту.
Я давний любитель не просто музыки, а итальянской эстрады, еще с начала 80-х, но имя Васко услышал лишь в 2021 году. И тогда же познакомился с его творчеством. При этом, я не просто слушал итальянцев, с которыми познакомился в 80-е. В поисках музыкальных новинок я прочел массу музыкальных журналов за последние 30 лет, постоянно рылся на Rutrackere, отыскав много новых для меня итальянских исполнителей, но Росси так и не встретил. А уж если я с ним разминулся, то 99% россиян - тем более.
При этом, наверняка многие из нас где-то когда-то с ним сталкивались (на ТВ или по радио), но не обратили на Васко внимания. Как я выяснил, этот исполнитель даже появлялся на советском телевидении в 1989 году в одной из музыкальных программ, но сомневаюсь, что кто-то из зрителей запомнил это появление (Васко иcполнил тогда песню «Liberi Liberi», которая на фоне хитов Пупо или Тото Кутуньо смотрелась крайне блекло).
Проблема Росси и многих других итальянских популярных исполнителей (которых в СССР/России не знают) заключается в том, что у них мало запоминающихся мелодичных песен. А без мелодий итальянцам трудно достучаться до зарубежного слушателя. Но надо отдать должное Васко – с возрастом в его репертуаре стало появляться все больше композиций с яркими мелодиями, которые вполне могут понравиться зарубежным поклонникам Челентано и «Рикки и Повери». Когда я внимательно прослушал поздние альбомы Росси, то обнаружил на них немало настоящих шлягеров и просто приятных песен. И если вы еще не открыли для себя этого автора-исполнителя, то вам однозначно стоит с ним познакомиться.
Практически все его лучшие вещи есть на Ютубе, и очень часто они представлены в живом исполнении. Васко – это яркий представитель стадионного рока, как Брюс Спрингстин или U-2. Он постоянно гастролирует и собирает полные стадионы по всей Италии. Если верить итальянской Википедии, ему принадлежит мировой рекорд по количеству зрителей, купивших билеты на концерт – 225 173 человека (концерт в Модена Парк в 2017 году). Вероятно, это одна из причин, почему он так популярен у итальянской публики. Многие его земляки на каком-то этапе свой карьеры отказывались от живых выступлений (А.Челентано, Л.Баттисти, Мина…), что не могло не сказаться на их популярности. А Росси постоянно на виду, поэтому забыть про него сложно.
Мне кажется, что русскоязычному слушателю знакомство с Ваской лучше начинать с поздних альбомов, когда он перешагнул 50-летний рубеж: «Buoni o cattivi» (2004), «Il mondo che vorrei» (2008) и «Vivere o niente» (2011). На каждом из них есть несколько отличных песен. Если же начинать с раннего творчества Росси, то вы рискуете завязнуть в неразличимой для уха гитарной попсе и рок-музыке. Не зная итальянского, полюбить Росси образца 1980-х невозможно, хотя пара-тройка интересных песен есть у него и в этом периоде.
Например, «Vivere una favola» (1987). На видео представлено концертное исполнение этой композиции.
Возможно, вам может приглянуться песня «Tango» (1989).
В последнее десятилетие 20 века явных хитов у Росси немного, но в 1993 году он выпустил достаточно бодрый альбом «Gli spari sopra».
Самое интересное, что рок-шлягер Васко «Gli spari sopra» с этого диска подозрительно похож на песню российской группы «Секрет» «Ленинградское время» (она записана на фирме «Мелодия» на одноименной пластинке в 1988 году). «Совпадение? – Не думаю!». Но если серьезно, то мог ли Росси украсть у М.Леонидова и Н.Фоменко мелодию песни?! Исключать этого нельзя, но все-таки подобное маловероятно. У Васко этот мотивчик сыгран чуть быстрее, в более роковом стиле. Вполне можно допустить, что итальянский рокер ничего не заимствовал, а схожесть двух несложных мелодий - это дело случая.
На альбоме Росси «Canzone per me» (1998) можно найти сразу 2 шлягера, музыку к которым сочинил сам Васко: «Quanti anni hai» и «Luna per te». Здесь необходимо отметить, что обычно Росси является автором собственных текстов, а музыку для них пишет не очень часто.
Но по-настоящему штамповать хиты Росси начал лишь в 21 веке.
«Siamo soli» (2001) Авторы музыки – Тулио Ферро и Гвидо Элми.
«Da sola con te» (2004). Автор музыки – Тулио Ферро.
«Il mondo che vorrei» (2008). Автор музыки – Тулио Ферро.
«Vieni Qui» (2008). Автор музыки – Тулио Ферро.
«Manifesto futurista della nuova umanita» (2011)
«Luomo piu semplice» (2013)
«Cambia-menti» (2014)
«Come Nelle Favole» (2017)
Васко и «на пенсии» не изменяет себе, отличаясь от многих итальянских исполнителей в «возрасте дожития» своей гиперактивностью. И после шестидесяти он постоянно гастролирует, попутно ставя рекорды по количеству зрителей, которые приходят на стадионы. Последний студийный альбом Росси вышел в конце 2021 года, а затем у Васко начался очередной концертный тур. Несмотря на тяжелые автоаварии, в которые он попадал, и увлечение наркотиками, слегка помятый 70-летний Васко бодр и полон сил.
«Una canzone D Amore Buttata Via» (2021)
Комментариев нет:
Отправить комментарий