Осень-зима в
наших палестинах – не самое веселое время. Каждый день на работе как подвиг,
настроение на нуле, а то и вовсе в минусе. И как поднять себе настроение в
таких условиях? - Все просто. Надо лишь скачать в Сети хорошую комедию!
Поскольку новых смешных комедийных фильмов сейчас не снимают, а старые
классические кинокомедии бесконечно смотреть не будешь, то единственным
источником смешного в настоящее время являются комедийные сериалы (ситкомы).
И подобных сериалов
просто море! Благодаря Интернету в последние 6-7 лет до нас добрались не только
все новые западные телесериалы, но и те, которые выходили в США в 60-90-е. Так
что выбор разнообразных ситкомов практически безграничный. Главное – найти
среди них те, которые подходят лично вам.
Кому-то и
"Физрук" поднимает настроение, но моя статья не для этой аудитории. Я
поклонник более изысканных комедийных зрелищ, поставщиком которых является
американское телевидение – абсолютный лидер в области создания качественного
телевизионного продукта, который уже давно обогнал по своему среднему уровню
"большое кино".
Для борьбы с осенне-зимней тоской могу
порекомендовать применение в ударных дозах следующих ситкомов:
"Напряги
извилины" (1965-1970, 5 сезонов) – классический сериал-пародия на
шпионские фильмы с неподражаемым Доном Адамсом.
"Сайнфелд"
(1989-1998, 9 сезонов) – сериал о жизни четырех друзей: трех парней во главе с
Джерри Сайнфелдом и одной веселой дамочки (в ее роли блистательная Джулия
Луис-Дрейфус).
"Няня"
(1993-1999, 6 сезонов) – кино про няню, которая долго собиралась, но, в конце
концов, вышла замуж. В главной роли великолепная и весьма своеобразная Фрэн
Дрешер. Чтобы понять, насколько хорош этот сериал, можно предварительно
посмотреть несколько серий нашего римейка этого ситкома под названием "Моя
прекрасная няня" – после Насти Заворотнюк Френ Дрешер покажется просто
Гретой Грабо комедии.
"Фрейзер"
(1993-2004, 11 сезонов) – история о радиоведущем Фрейзере, у которого есть
прикольный брат, юморной отец и смешная девица-физиотерапевт отца.
"Друзья"
(1994-2004, 10 сезонов) – странный ситком о шести неразлучных друзьях.
"Все
любят Рэймонда" (1996-2005, 9 сезонов) – семейный сериал, где
супружеская пара сражается с мамой, папой и братом мужа. Российский римейк –
"Воронины".
"Как
сказал Джим" (2001-2009, 8 сезонов) – ситком, в котором веселую жизнь
семейной пары делают еще веселее брат и сестра жены. Лучшая работа Джима Белуши
в кино.
"Клава,
давай!" (Less Than Perfect) (2002-2006, 4 сезона) – производственный
сериал о Клодии (Клаве) и ее смешных сослуживцах.
"Два с
половиной человека" (2003-2011, 8 с хвостиком сезонов) – сериал с
Чарли Шином (играющим практически самого себя), герой которого вынужден
приютить в своем доме недоумка-брата и его сына-поганца. После скандального
ухода Шина из проекта в ходе съемок 8-го сезона его заменил Эштон Кутчер. Иначе
как бредом данную замену не назовешь. Как чудаковатый муж Деми Мур может
заменить великого Чарли!?…
"Теория
Большого взрыва" (с 2007-го, 8 сезонов) – молодежный сериал о четырех
друзьях-фриках и девице по соседству.
Разумеется, что не все сезоны одного сериала получаются удачными – в какой-то год больше смешных серий, в другой – меньше, но, в общем, и целом, их уровень весьма высокий. И ведь это только верхушка огромного айсберга отличных ситкомов! Мой Топ-10. Количество сериалов, вполне подходящих для борьбы с депрессией, исчисляется минимум несколькими десятками. Назову еще несколько сериалов, мало в чем уступающих вышеперечисленным:
"Большой ремонт"
(1991-1999, 8 сезонов) – семейный ситком с Тимом Алленом в главной роли.
"Третья планета
от Солнца" (1996-2001, 6 сезонов) – фантастический сериал о жизни на
Земле группы инопланетных ученых, которые выдают себя за обычную семью.
"Журнал
мод" ("Просто пристрели меня!", 1997-2003, 7 сезонов) - производственный сериал про
работников журнала мод.
"Спин-сити" ("Городская
круговерть", Spin City, 1996-2002, 6 сезонов) - ситком о внутренней кухне
мэрии Нью-Йорка. В главной роли помощника мэра снялся Майкл Джей Фокс
("Назад в будущее"), который был вынужден прекратить работу во время
съемок 4-го сезона этого сериала из-за обострения болезни Паркинсона. Его
сменил Чарли Шин и рейтинги сериала стали падать (что странно).
Беда в том, что
русскоязычные зрители могут посмотреть лишь 3 сезона этого сериала и узнать,
что же там случилось после прихода Шина в сериал, нам пока не суждено.
"Как я встретил вашу маму" (2005-2014, 9 сезонов)
Комедийный молодежный сериал о пяти закадычных
друзьях. Начало у него весьма сомнительное: главный герой влюбляется в одного
своего друга женского пола... И это по-настоящему плохо, поскольку любовь — не
тема для шуток. В общем, первый блин (серия-две) вышел комом, но потом дело
наладилось. Очень смешной сериал!
"30 Rock" (на
русский язык переводят как "Студия 30" или "30 потрясений";
выходит с 2006 года, 7 сезонов) – поначалу тоже не слишком веселый ситком про
работников телевидения примерно к середине 1-го сезона набирает комедийные
обороты.
"Вернуться к вам" (Back to you, 2007,
1 сезон).
Главный недостаток этого ситкома в том, что был снят
только один сезон — всего-то 17 серий. В главных ролях Кэлси Грэммер
(постаревший Фрейзер Крэйн) и Патриция Хитон (тоже отнюдь не помолодевшая жена
Рэймонда из сериала "Все любят Рэймонда"). Тем ни менее, старый конь
и, пардон, лошадь - борозды не портят. Но все это на пару-тройку недель
просмотра, к сожалению.
"Американская семейка" (с 2009 г. по настоящее время). Один из создателей
ситкома – Стивен Левитан, который был продюсером сериала "Журнал
мод".
Сериал сделан в стилистике реалити-шоу
"Топ-модель по-американски": нам показывают некую сценку, затем ее
участник что-то рассказывает о ней зрителю (например, что он чувствовал в то
время или как на самом деле обстояли дела), снова сценка, вновь рассказ…
Поначалу в сериале данный прием смотрится странно, да и герои тоже вызывают
вопросы. Лично я только со второго сезона по настоящему подсел на
"семейку". Главное при просмотре - привыкнуть к своеобразным героям
сериала, и потом все пойдет как по маслу.
Разновидности ситкомов
При всем своем многообразии, комедийная сериальная
продукция в своих основных чертах сводится к весьма простым сюжетным схемам. И
примерно 90 процентов всех ситкомов можно разделить всего на 2 большие
группы: "семейные" и
"дружеские".
В семейных сериалах в центре сюжета чаще
всего находится супружеская пара: "Как сказал Джим", "Большой
ремонт", "Все любят Рэймонда", "Няня" (в этом ситкоме
пара большую часть времени находится в процессе создания, что сути дела не меняет).
В "Американской семейке" главными героями являются сразу три пары.
Обычно все действие в этих фильмах происходит в доме, а сюжетами отдельных
серий становятся самые обыкновенные житейские дела. Супругам обязательно
ассистируют дети (чаще всего их двое или трое), но дети редко являются главными
действующими лицами – обычно они на вторых ролях (что хорошо). Исключения:
"Женаты, с детьми" – там сын и дочь полноценно солируют вместе с
родителями, и в какой-то мере - "Няня".
Главными помощниками супругов при создании
комических ситуаций являются чаще всего родственники одного из супругов: в
ситкоме "Как сказал Джим" - это брат и сестра, которые появляются
практически в каждой серии; в сериале "Все любят Рэймонда" – родители
мужа и его брат; в "Няне" – мама и бабушка няни Фрэн. А в
"Женаты, с детьми" роль родственников выполняют соседка с супругом.
Также к "семейным" относятся те сериалы,
где основа сюжета – это взаимоотношения не супругов, а других членов семьи:
"Фрейзер" посвящен взаимоотношениям 2-х братьев и их отца; "Два
с половиной человека" – опять же двух братьев и сына одного из них.
Соответственно, в этих сериалах главным героям
подыгрывают не столько другие родственники (как мама братьев в "Два с
половиной человека"), сколько третьи лица, постоянные появления которых
предусмотрены сюжетом: домработница в "Два с половиной человека",
коллега по работе во "Фрейзере" и "Большом ремонте",
физиотерапевт отца во "Фрейзере".
Итак, в семейных сериалах всегда есть костяк
"семьи", которая состоит из супругов и/или близких родственников, а
также одного-двух сторонних героев. Эти 5-7 человек постоянно в деле. Все
остальные родственники, бывшие жены, коллеги по работе, подруги и приятели
главных героев появляются в сериале время от времени.
К "дружеским"
сериалам относятся те, в которых в центре повествования находится компания
друзей (обычно их не менее 4-х человек): "Друзья",
"Сайнфелд", "Спин-сити", "Теория Большого
взрыва", "Клава, давай", "Как я встретил вашу маму",
"Журнал мод".
В "Клаве" все
действие происходит на работе, где дружеская компания противостоит двум
сослуживцам-карьеристам. Сходная производственная тематика в "Журнале
мод" и "Спин-сити". В остальных ситкомах друзья, в основном,
общаются в нерабочей обстановке – дома и в любимом кафе.
Бывают сериалы, где смешиваются семейные мотивы и
дружеские. Собственно "Друзья" постепенно как раз и дрейфовали от
чисто дружеского сериала к семейному, когда то одни, то другие герои
разбивались на пары. "Третья
планета от Солнца" – сериал фантастический, о прилете на нашу планету
группы инопланетян-исследователей. Но по своей сути инопланетяне в масках
землян являются группой друзей, а для окружающих они предстают в образе семьи.
Ряд сериалов невозможно
отнести ни к "семейным", ни к "дружеским": например,
"Напряги извилины". У этого долгоиграющего фильма специфическая
тематика - это пародия на шпионское кино. И хотя в ситкоме имеется семейная
пара, но суть сериала совсем не в отношениях супругов с окружающим миром, а в
приколах над жанром шпионского фильма. Но подобной комедийной продукции на
американском ТВ не так уж и много.
Основа всему - секс
Как ни странно,
базовой составляющей почти любого ситкома для взрослых является секс! Да,
да, несмотря на то, что почти вся эта продукция предназначена не только для
взрослой аудитории, а для всей семьи, секс в сериалах является главным сюжетным
стержнем.
Сначала о семейных
сериалах. Почти все они рассказывают нам об отношениях супругов в том возрасте,
когда без секса им не обойтись. Соответственно, вокруг этой темы выстраивается
и все остальное. Муж, как правило, постоянно добивается секса (мужики - они
такие похотливые!), но получает он его только в том случае, если ведет себя как
примерный супруг ("Все любят Рэймонда", "Как сказал Джим").
В таких сериалах размолвки супругов заканчиваются именно сексом – он играет
примирительно-поощрительную роль. Если муж повинился и осознал, что был не
прав, то так уж и быть - возьми косточку, погрызи! Другой случай – совершенно особый семейный сериал "Женаты, с
детьми". Поскольку в этом ситкоме жена и муж, по сути, поменялись своими
генедерными ролями, то супруг вечно отлынивает от секса с женой, а она
постоянно жаждет затащить мужа в постель.
В дружеских сериалах секс
является движущей силой развития отношений героев – ведь все мы знаем, что
"между мужчиной и женщиной дружба возможна, но природа, рано или поздно
возьмет свое". Вот зрители и сидят - ждут: когда же это случится? В
"Друзьях" этот прием использовался неоднократно: несколько раз в
отношениях между Рейчел и Россом, однажды между Рейчел и Джо. А пара из Моники
и Чендлера образовалась, наоборот, неожиданно для зрителей.
Ситком "Как я
встретил твою маму" прямо с места в карьер начинается с темы неудавшегося
секса между главными героями и никак не может с нее слезть. Сначала то один
друг, то другой пытаются наладить сексуальные отношения с другом другого пола,
но они по разным смешным причинам так и остаются дружескими. А затем, наоборот,
секса между друзьями становится даже слишком много…
При этом, что интересно,
демонстрации сексуальных игрищ между героями в сериалах нет. Жанр ситкома
допускает только намеки на то, что секс будет или только что был, но самого
главного зритель так и не увидит. А все потому, что смех и секс друг другу
противопоказаны. Это один из главных законов комедийного кино.
Аудитория ситкомов
Популярный сериал – продукт, рассчитанный на
максимально широкую аудиторию. К примеру, я противник брака как такового, и я
не один такой – нас миллионы. Значит ли это, что создатели семейных сериалов не
рассчитывают на нас? Ничего подобного! Мы
самая благодарная аудитория для этого жанра! Много ли счастливых семей в
принципе? – Мало! Большинство живущих в браке недовольны если не браком как
таковым, то своим супругом. Соответственно, любой семейный сериал на полную
катушку эксплуатирует это недовольство. Это приводит к тому, что и женатым
людям такие сериалы нравятся, и холостякам они по душе.
Все семейные ситкомы базируются на том, что супруги
постоянно собачатся (что является главным приемом для создания комедийных
ситуаций), но в глубине души любят друг друга. Главное для сценаристов сериалов
соблюсти баланс: между комичными ситуациями, которые разрушают семью и
минутами, когда по экрану разливается патока, сопровождающая примирение
супругов. Много патоки – вредно для комедии как таковой, а перебор со
скандалами может разрушить добрую атмосферу почти любого ситкома и отпугнуть
часть аудитории.
Хотя создатели
телевизионной продукции стараются максимально расширить круг потенциальных
зрителей, все равно у каждого сериала есть своя целевая аудитория. И в случае
семейных ситкомов она явно более возрастная, чем у дружеских. Прежде всего,
потому что главные герои в них старше. Водоразделом является возраст 30 лет.
Какой семейный сериал ни возьми, везде главным действующим лицам комедии уже за
тридцать (иногда сильно за тридцать) и они обременены детишками. Наоборот, в
"дружеских" сериалах друзья еще не достигли "критического"
возраста. Правда, часто бывает, что актеры, которые играют основных персонажей
в таких ситкомах, значительно старше своих героев (а так происходит практически
в любом сериале, который идет много сезонов) – во втором сезоне
"Спин-сити" герою Майкла Джея Фокса исполнилось 30 лет, в то время
как самому актеру было уже 36.
Чем больше в сериале пожилых
героев (обычно это родители супругов) – тем более широкая зрительская аудитория
у данного сериала. Например, в "Няне" помимо самой няни Фрэн и
героев, которых к пожилым людям не отнесешь, постоянно появляются в кадре мама
няни – лет 60-ти, и ее бабушка. Подобные героини призваны привлечь к просмотру
пенсионную аудиторию. В семейных сериалах пожилого персонажа ввести в сценарий
нетрудно, а вот в дружеских с этим проблемы. Мамы и папы главных героев там
появляются лишь эпизодически и погоды не делают.
Часть аудитории вполне
может отпугнуть и основная тематика сериала. К примеру, в "Два с половиной
человека" герой в исполнении Чарли Шина меняет подружек как перчатки, не
брезгует проститутками, и весь сюжет крутиться вокруг его сексуальных подвигов.
Тема неразборчивого секса главного героя явно лишила данный проект значительной
части консервативной аудитории: не только людей в возрасте, но и многих женщин.
Несколько ограничивает
потенциальную аудиторию и специфический юмор, которые используют сценаристы. Если
значительная часть шуток ситкома рассчитана на зрителей обожающих фильмы Вуди
Аллена, то вряд ли этот сериал будут смотреть синие воротнички. Таков сериал
"Фрейзер" – самый интеллектуальный ситком на американском телевидении
(два брата Крейна – психиатры, да к тому же выдающиеся снобы, которые часто
шутят так, что простому пролетарию их шутки абсолютно непонятны). Несмотря на
это, данный телепроект стал одним из
самых успешных в истории телевидения.
Сюжет и герои сериала –
это еще не все, на что вынуждены обращать внимание создатели. Для некоторых
категорий зрителей – например, женщин, - важен отнюдь не художественный уровень
телешоу, а наряды героинь и их прически.
Вот какое мнение о Рейчел (Д.Энистон) я нашел в Сети в статье о сериале
"Друзья": "Годы идут, но здесь ничего не меняется:
ее волосы — это отдельный персонаж сериала, а смена причесок
Рейчел — по-своему увлекательная сюжетная линия этого шоу. Лучшие волосы
на ТВ". Кому что… Нам, мужчинам, – сценарий и игра актеров, а дамам –
стрижки, туфли и "тряпки"…
И напоследок….
В статье о ситкомах не
могу не упомянуть о специфических сериальных приколах, которые неизвестны в
"большом кино".
К примеру, в сериале
"Фрейзер" фигурирует персонаж жены брата Фрейзера. Она постоянно
упоминается героями, часто присутствует совсем рядом с ними, но никогда не
появляется в кадре! Находка весьма удачная и создатели сериала очень смешно
используют этот прием на протяжении нескольких сезонов.
Затем то же самое
применили и авторы "Теории Большого взрыва" – мама одного из героев
часто орет за кадром, но ее нам никогда не показывают.
Нечто сходное можно
встретить в "Большом ремонте". Сосед Уилсон постоянно беседует с
главными героями через забор, разделяющий их участки, но зрители всегда видят
только верхнюю половину его лица. И даже когда Уилсон в некоторых сериях
выходил из-за забора, все равно создатели сериала сумели не показать его лицо
целиком. Смысла во всем этом немного, но прием крайне забавный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий