пятница, 6 июля 2018 г.

Рок — жесткая мужская музыка



Когда мой стаж слушателя рок-музыки перевалил далеко за 20 лет, я вдруг задумался: а что такое рок-музыка? Когда я слушаю песню, то я могу практически всегда определить: рок это или нет. А вот как словами объяснить то же самое, что я чувствую? Причем так, чтобы и другим было более-менее понятно, о чем я говорю?
 
И такие трудности возникают не только у меня. Загляните в Википедию – даже там нет внятного определения термина "рок". Почитайте музыкальную прессу, возьмите какую-нибудь музыкальную энциклопедию или загляните в ту же Википедию – в статьи, посвященные разным жанрам рок-музыки. Чего только вы не вычитаете! Оказывается, есть хард-рок, софт-рок, прог-рок, панк-рок, кантри-рок, джаз-рок, арт-рок, блюз-рок, хэви-метал, поп-рок и даже пауэр поп-рок! И это я перечислил еще не все разновидности рок-музыки.


Если взять конкретных исполнителей, которые причисляются к тому или иному направлению рок-музыки, то у вас голова и вовсе пойдет кругом: The Beatles, Deep Purple, Smokie, Eagles, Nazareth, ABBA (!), AC/DC, A-ha, Accept, The Bee Gees, Genesis, Led Zeppelin, Fleetwood Mac, Saxon, Elton John (!), RoxetteSheryl Crow, Мумий Тролль, Земфира…

Журнал о роке Classic Rock, авторы которого, по идее, должны знать, что такое рок, рассказывает практически про всех исполнителей, которые начинали в 60-70-е, даже если их творчество так же далеко от рока, как песни Бритни Спирс.

По сути, понятие рока стало таким размытым, что оно используется практически как  синоним современной популярной музыки. Классика, опера, шансон, соул и эстрадные песни, исполняемые под оркестровую музыку – не рок. А все остальное стараются запихнуть в рок-музыку. Все это весьма странно.


Я полагаю, у рок-музыки есть вполне определенные признаки, позволяющие не смешивать ее с другими музыкальными жанрами. Они весьма просты и относятся не к особенностям стиля как такового, а к звучанию тех инструментов, которыми играют рок – электрогитар и барабанов. Но сами по себе эти инструменты не обязательно дают нам рок-звучание. Слово rock в английском языке имеет несколько сходных значений: камень, скала, утес, горная порода, опора – иными словами, нечто твердое. Именно в "твердости" и заключается отличие рок-музыки от других жанров. Чем обеспечивается эта твердость, а еще лучше жесткость (ведь речь идет о звуке)? Электрогитарами! Барабаны задают ритм и создают звуковое основание, на которое нанизывается звучание электрических бас-гитары и гитары (соло-гитары). Рок-группы используют и другие инструменты (чаще всего, лидер-гитару и клавишные), но именно барабаны, бас-гитара и соло-гитара – основа рока.

Исходя из этого, я бы дал следующее определение рока – это жесткий гитарный саунд в сопровождении ударной установки.

Возможно, что прилагательное "жесткий" не полностью адекватно роковому звучанию гитар, но я не нашел в русском языке более точного прилагательного. Не использовать же специальные термины, которые применяют профессиональные музыканты, чтобы сказать об особенностях игры на гитаре – вроде "дисторшн". Такая забугорная лексика совсем не приближает нас к пониманию феномена рока. Надо быть проще. Если мы слышим барабанный ритм и жесткий гитарный звук, то это и есть рок! И не нужно больше ничего выдумывать. Гитары и барабаны дают нам жесткое роковое звучание. Если у вас есть слух, то вы его обязательно услышите. Жесткость – она как беременность: или она есть или ее нет. А вот степени жесткости (или тяжести звука для нашего уха) могут быть различные: очень жесткое (хэви-метал) или даже запредельно жесткое (разные экстремальные жанры на основе хэви-метал: дэт-метал, блэк-метал…). Повышение жесткости гитарного звучания достигается за счет увеличения громкости, темпа, количества гитар...

Часто используемый термин "хард-рок" (жесткий рок или тяжелый рок) на самом деле полностью лишен смысла. Это то же самое, как сказать "масло масляное". Хард–рок – это просто рок. Без всяких примесей. Соответственно, если мы возьмем любую хард-роковую группу, то это и будет пример рок-музыки в чистом виде: Deep Purple, Alice Cooper, Black Sabbath, Kiss, Rainbow, AC/DC, Motorhead, Accept, Iron Maiden.



От теории перейдем к практике. Для начала послушайте песню, по которой сразу же будет ясно, что означает жесткий гитарный саунд. Это хит великого Рори Галлахера "Do You Read Me". Сначала в дело вступают барабаны, потом подключается соло-гитара, а затем бас… На 27 секунде. Вот вам и стопроцентный рок. 

Это гитарное звучание ни с чем не спутаешь. Сначала две гитары держат ритм, пока Рори поет, потом соло-гитара начинает вести свою партию, затем она опять поддерживает бас, и снова солирует…

Рори Галлахер – не самый популярный рокер на наших просторах, а вот эту стопроцентную классику рока слышали практически все: "Smoke on the Water" Deep Purple

Стоило только зазвучать тяжелому гитарному риффу Ричи Блэкмора – знакомому  всем и каждому, кто интересуется музыкой, как диагноз вполне ясен – это рок. И даже никаких барабанов не нужно. 
Правда, для меня квинтэссенцией всего жанра является не этот суперхит – он все-таки слишком простой. Лучшая рок-композиция всех времен и народов на мой вкус -  "Princess of the Dawn" группы ACCEPT с альбома 1982 года "Restless & Wild", сыгранная тевтонскими рокерами в три гитары.
Рок-песня может звучать по-разному. К примеру, "Love illumination" группы Franz Ferdinand по своей структуре и мелодии – типичная поп-песенка, но когда в дело вступают гитары (а они звучат там почти все время) – можно безошибочно сказать, что это рок. Да танцевальный и не слишком тяжелый, но рок.

Другой случай – индастриал  Killing Joke "Invocation". Здесь гитарной жесткости хоть отбавляй. И хоть индастриалом обзови этот стиль, хоть придумай другой термин – это стопроцентный рок. Эффект работающей промышленной установки создается электрогитарами.

Совсем не обязательно, что рок-песня должна стартовать с места в карьер. Почти все рок-баллады основаны на том, что вокалист довольно долго и весьма печально поет о разбитой вдребезги любви (или о чем-то похожем), а гитары по-настоящему вступают в дело к середине, а то и вовсе под конец композиции. Хороший пример – песня группы The Afghan Whigs "Algiers": спокойная игра инструментов в начале песни, подключение соло-гитары, а затем мощный гитарный запил вместо припева (жаль, что один на всю песню). Отличная рок-баллада.

Рок-песня по темпу может быть как сверхбыстрой, так и очень медленной. Послушайте пару песен: "Fuel to the Fire" Рори Галлахера и "You a got Killer Scene There"  Queens of the Stone Age. Парни никуда не спешат, но для рок-звучания этого и не нужно. Жесткий звук возникает не от быстроты перебирания по струнам.



Теперь приведу несколько обратных примеров – тех песен, которые не имеют отношения к року. Блюз играют на тех же инструментах, что и рок-музыку, но сходства между этими жанрами нет. Послушайте самый большой хит старичка Би-Би Кинга "The Thrill is Gone" – гитарка поет, мается и страдает, и басок где-то на заднем плане слышно, но жесткого гитарного звука и близко нет. Другое дело, что блюз можно сыграть жестко – тогда это уже будет рок. Можно назвать его блюз-роком, чтобы подчеркнуть, что роковое звучание основано на блюзе.

В современной музыке можно выделить такой жанр как тяжелая поп-музыка. Типичный пример – немецкая группа Funker Vogt. Возьмем, к примеру, их хит "Prisoners of War". Звучит тяжеловато – почти как рок-песня, но гитар не слышно вообще. Похоже, что для создания звука там используется сплошная электроника.

Еще больше похожа на рок-песню композиция техно-кудесника Vitalic "My Friend Dario". Сначала в песне звучит чисто электронная музыка, но затем вместо припева на слушателей обрушивается очень быстрый и жесткий звук, напоминающий гитары.  Вот только это не гитары и эта песня - не рок. Хотя "на первый взгляд" звучит похоже.

Не всегда, разумеется, можно сразу определить, какую музыку играет группа. Некоторые так умудряются втиснуться между рок и поп-звучанием, что сразу не разберешь, что это. Вроде бы парни с гитарами – все у них как у рокеров, но играют как "девчонки"… Вот пара хороших примеров: New Order – I Told You So; Coldplay – White Shadows. Все есть в этом саунде – и барабаны, и электрогитары, но жесткости гитаркам явно не хватает.

Та же история в целом с творчеством групп Dire Straits, Midnight Oil и U2. На многих своих записях они словно зависли между рок и поп-музыкой. А вот на концертах все эти группы наверняка будут звучать как рок-коллективы. Дело в том, что рок-звучание очень легко уничтожить в студии, убрав на задний план звук гитар. Вот, к примеру, "Мумий тролль" — стопроцентная рок-группа, но на некоторых ранних записях ее звук явно старались приспособить под слух девочек-подростков. Именно поэтому на многих своих дисках "Мумий тролль" звучит как поп-группа. Сам Лагутенко для такого звука выдумал термин "рокапопс". 

Неудивительно, что я никогда не воспринимал музыку "Мумий тролль" как рок, но, побывав на их концерте в 2005 году, был просто потрясен их живым звучанием — такому тяжелому року позавидовал бы и Удо Диркшнайдер! Когда парни стали играть одну из песен в три гитары, то по жесткости звучания это был натуральный Accept! Я был удивлен в положительном смысле, а вот девчонки вряд ли оценили такое преображение любимого Лагутенко. На поздних альбомах "тролля" никакого "рокапопса" уже нет. На диске "8" (2008) мы слышим стопроцентный рок.

Если взять упоминаемую мною группу Midnight Oil, то на ее классических альбомах баса почти не слышно, никакой гитарной жесткости нет, поэтому и рок-звучание  отсутствует. А если прослушать их позднюю запись – альбом Capricornia (2002) – обычный рок. Так что, для окончательного вердикта в спорных случаях надо слушать группу живьем. 



Исходя из моего определения рока, проведу разграничительную линию между известными исполнителями.
К року относятся не только все хард-роковые и еще более тяжелые группы (о которых я уже упоминал), но и много других, чье звучание базировалось на жестких гитарных партиях: Slade, ZZ Top, The Clash, Cinderella, Def LeppardThe Smashing Pumpkins.
А вот эти коллективы и исполнители рок-музыку практически не играли: The Beatles, Creedence Clearwater Revival, Genesis, Shoking Blue, J.J.Cale, E.L.O., Tom Waits, Talking heads, Rockets, Blondie, Stray Cats, New Order, Sister of Mercy.

Общая направленность творчества отнюдь не говорит о том, что данные исполнители вообще не исполняли рок-песен. Например, у поздних "битлов" можно найти композиции, которые вполне подошли бы под определение рок-музыки: в частности, Come Together. Но в целом,  The Beatles – группа, исполняющая популярную музыку с типичным для тех лет инструментарием (барабаны и гитары). Как говорили в СССР – вокально-инструментальный ансамбль.

Есть исполнители, которые как хамелеоны – часто меняют свое обличье. Они могут записать сильнейший рок-альбом, а потом какую-нибудь мутную бодягу для страдающих бессонницей. Таков великий австралиец Ник Кейв. 

Группа Jethro Tull – это несколько иной случай. У нее есть немало рок-песен (имеется даже один вечный рок-хит "Lokomotive Breath"), и даже целые альбомы можно отнести к року, но, из-за сложной структуры песен цельного рок-звучания у Jethro Tull не наблюдается. Чаще всего, в песне Jethro Tull нет одной мелодии, спокойное пение вдруг сменяется гитарными риффами, которые уступают место клавишным, а потом в дело вступает еще и флейта… Правильнее сказать, что лидер группы Иэн Андерсон использует в своих композициях и рок-звучание, но если брать ее творчество в целом, то это не рок.


А что у нас? На самом деле так называемый русский рок не совсем рок. Большая часть групп, относимых прессой к року – типичные ВИА. Стопроцентных рок-групп у нас не так уж и много: "Алиса", "Облачный край", "Объект насмешек", "Черный кофе", "Ария", "Король и шут", "Мумий тролль"… Ранний "Калинов мост" был рок-группой, но потом ушел в беспросветную великорусскую тоску, в коей пребывает и доныне. ДДТ тоже родилась как рок-группа, которая в 90-е стала записывать поп-хиты про осень, чуть не превратившись в "Любэ".

А вот примеры наших вокально-инструментальных ансамблей: "Машина времени",  "Аквариум", "Зоопарк", "Крематорий", "Воскресенье", "Центр", "Кино", "Пикник",  "Телевизор", "Наутилус Помпилиус", "ЧайФ", "Аукцион", "Звуки Му", "Агата Кристи", "Бахыт Компот", "Чиж и К", "7Б".
Понятно, что БГ – настолько широкая натура, что его ВИА "Аквариум" имеет в репертуаре и рок-композиции: послушайте, к примеру, его песни "Если я уйду" или "Скорбец". Да и у некоторых других групп ("Телевизор", "Центр", "Бахыт Компот", "Чиж и К") тоже иногда встречаются жесткие гитарки в песнях.

У "Машины времени" песни были самые разнообразные, что отражало разные музыкальные пристрастия участников группы, но рок-группой машинистов "точно" не назовешь. Маловато у них рок-песен. Значительно больше рок-композиций в репертуаре Владимира Кузьмина ("7 морей"), но и попсы тоже хватает.




Рождение рока: великий 1967-ой.



Пожалуй, первой группой, которая стала играть рок-музыку, можно назвать британцев The Kinks

По крайней мере, из групп, ставших мировыми знаменитостями, это были именно они. На одноименном альбоме 1964 года можно услышать целых 2 рок-композиции: песню "You really got me" и инструментал "Revenge". Но в целом The Kinks записали достаточно типовой по тем временам бит-альбом – в схожем ключе играли и "битлы". На первом плане был звук ударной установки, а отнюдь не гитары. На последующих альбомах музыканты The Kinks не стали развивать специфическое гитарное звучание – оно так и осталось для них экспериментом, хотя время от времени в их репертуаре встречались и рок-песни.

В 1966 году другая английская группа - The Yardbirds выпустила свой третий альбом "Roger the Engineer", который я бы назвал неким переходным от бита, буги и рок-н-ролла к настоящему року. Ряд песен – это настоящий рок, но в целом этот альбом к рок-музыке я бы не отнес.
Но все это были лишь "схватки" – по-настоящему "ребеночек" родился лишь в 1967-м году. 

Именно в этом году Джими Хендрикс со своей группой The Jimi Hendrix Experience выпустил 2 альбома: "Are you experienced?" и "Axis Bold As Love". Первый диск парни начали записывать еще в конце 1966-го, а второй закончили осенью 1967-го года. Джереми Паскаль писал про Хендрикса: "Хендрикс  был  волшебником. Это подтвердит вам каждый, кто видел его в 1967 году. Он и внешне напоминал  волшебника-ифрита (арабского злого  духа). Колдуя на сцене над своей гитарой, он улыбался  дикой, маниакальной улыбкой. Гитара была  его любовницей. Он занимался с ней секс-магией.  Звуки, которые он извлекал из нее, стреляли, низвергались,  вздымались, плавали, скользили, жалобно скулили, гневно рычали, заикались, пели и свистели. Хендрикс играл так, как никто никогда до него не играл" (Д.Паскаль. "История рок-музыки"). Но дело не в том, что вытворял Хендрикс со своей гитарой – главное, как звучала его группа! Я полагаю, что именно The Jimi Hendrix Experience первыми начали играть рок на постоянной основе.

В то же самое время появляются еще нескольких групп, играющих рок-музыку, но к ним известность приходит чуть позже, чем к Хендриксу: в начале 1967-го один из участников The Yardbirds гитарист Джефф Бек сколотил группу The Jeff Beck Group, но первый альбом они выпустили только в 1968-м. Американский гитарист Тед Ньюджент со своей группой The Amboy Dukes хотя и выпустили рок-пластинку уже в 1967-м, стали известны несколько позже.

Примерно в то же время на сцену вышло трио из Сан-Франциско Blue Cheer, которое в конце 1967-го записало очень тяжелую рок-пластинку – такой жесткий гитарный звук станет привычным лишь года с 70-го. Самая известная их песня: "Summertime blues". На концертах у них был такой громкий звук, что люди по-настоящему глохли.

 В 1967-м супергруппа Cream, образовавшаяся годом ранее, записала свой второй альбом "Disraeli Gears" – с разными по звучанию песнями, на котором можно услышать три полноценных рок-композиции, в том числе рок-хит "Sunshine of Your Love".

Великие The Doors в этом году разродились сразу 2-мя альбомами. Первая пластинка – одноименная "The Doors" открывалась песней "Break On Through (To The Other Side)" ("Прорвись (на другую сторону") – стопроцентной рок-композицией с бас-гитарой на переднем плане. Но в целом на двух альбомах вряд ли можно насчитать больше 3-4 рок-песен - в основном, там присутствуют баллады под спокойную гитарную музыку, и песни, сделанные с упором на клавишные, основанные на блюзе. А вот в своих поздних альбомах The Doors предстает уже как полноценная рок-группа - послушайте "Morrison Hotel" (1970) или "L.A.Woman" (1971). Как звучали "двери" дает представление рок-хит The Doors 1968-го года: "Waiting for the Sun".


В 1967-м в Северной Америке дебютировали Steppenwolf: они выпустили сингл и записали дебютный альбом, который, правда, был напечатан лишь в следующем году. Диск содержал великолепный рок-хит "Born to be Wild".  В 1968-м на счету "степных волков" оказалось 2 альбома, а в 1969-м было выпущено аж три пластинки!

В конце 60-х рок из разряда экспериментальной музыки быстро становится  мейнстримом. В эти годы дебютировали все те группы, которые в 70-е годы заменят на вершине музыкального Олимпа "битлов": Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath.

В 1968-м слушатели познакомились с британцами Deep Purple, выпустившими альбом "Shades of  Deep Purple". Это была настоящая рок-пластинка, хотя и не самая удачная в плане подбора песен (ребята даже позаимствовали "Help" у The Beatles), да и звук на альбоме был не такой мощный, как на их классических пластинках начала 70-х. После изменения состава Deep Purple вышел на проектную мощность уже в 1970-м, записав "Deep Purple in Rock".

В 1969 году дебютировала американская рок-группа Grand Funk Railroad с хорошим плотным гитарным саундом, Led Zeppelin выпустили 2 рок-альбома рока, основанных на блюзе, первые пластинки появились у Slade и MC5. В следующем году Black Sabbath разродились двойней – тяжелыми роковыми пластинками "Black Sabbath" и "Paranoid", которые дали толчок к развитию хэви-метал.

В 1970-м году рок уже крепко встал на ноги и двинулся на покорение мира. Как показала дальнейшая история - это ему удалось.



Почему рок - мужская музыка?



Не все могут воспринимать оперное пение, джаз или блюз, получая при этом удовольствие. Такая же ситуация с восприятием рок-музыки. Большая часть поклонников рока – это мужчины. И я не думаю, что это случайно. Полагаю, что причина большего пристрастия мужского населения к рок-музыке исключительно гормональная. 

Мужской организм по общему правилу имеет больше мужских гормонов, чем женский.  В норме у представителей обоих полов есть и мужские и женские гормоны, с преобладанием гормонов, свойственных своему полу. Основной мужской гормон – тестостерон – отвечает за превращение мальчика в мужчину. Именно тестостерон толкает парней на постоянное выяснение отношений друг с другом, направляет их в секции бокса и борьбы, на войну, на покупку больших черных машин и вызывает иное поведение, которое большинству женщин не свойственно.

Я предполагаю, что жесткий гитарный звук, который входит в наши уши под ритм барабанов, воздействует как раз на наше мужское начало. Рок возбуждает нервную систему мужчин, придает агрессии и является отличным средством для подготовки мужчины к охоте на мамонта. А если мамонта найти не удается после прослушивания рок-концерта? Тогда страдают окружающие люди и материальные ценности. Я, разумеется, не говорю о всех поклонниках рок-музыки. Большинство из них способно контролировать свои душевные порывы и даже в возбужденном состоянии не бросаться на людей. А вот люди простые как полено громят электрички после рок-концертов и избивают прохожих. Понятно, что виноват в этом не рок, а те, кто выпустил этих зверей из клетки.
У некоторых женщин наблюдается избыток тестостерона для женского организма – тогда они занимаются борьбой, боксом, дрессируют тигров на арене цирка, мужей дома, тягают штангу и слушают рок. Я думаю, что по отношению человека к рок-музыке можно проверять уровень тестостерона в организме в домашних условиях – есть у меня такая гипотеза. Если мужик прослушает песню "Fall of the Empire" группы ACCEPT и его она не взбодрит, то у него явный недостаток этого гормона.  Уровень тестостерона в норме – композиция ему понравится. А если он, прослушав песню, возьмет топор и пойдет ловить мамонта прямо в городе – значит уровень зашкаливает. Но если женщина несколько возбудится после прослушивания этой композиции – для нее такой уровень тестостерона великоват. Гормональная система не в порядке.

Лично я слушаю рок с подросткового возраста и думаю, что с моим уровнем тестостерона все ОК. Лучшие образцы жанра я могу прослушивать бесконечно, но и особо сильного воздействия они на меня не оказывают. Как максимум – при прослушивании рока я увеличиваю скорость автомобиля, находясь на загородной трассе. Но это вполне нормально. Попробуйте включить песню "End of Time" группы Monster Magnet  на шоссе – я вас уверяю, что нога сама начнет прибавлять газ. Ехать спокойно под такую композицию практически невозможно. – Жми, жми быстрее – призывают нас гитары, и нам только и остается, что подчиниться им.




Рок – жив!



С начала 70-х музыкальная мода менялась неоднократно, но рок никуда не исчезал. Не верьте, если где-нибудь прочтете, что когда пришел панк (а потом на людей напала диско-лихорадка), то про рок все забыли – это преувеличение. Да рок на пару лет отошел на второй план, но этот период быстро сменился новой модой на рок-музыку – на этот раз наверх выбрались группы, играющие хэви-метал. В популярной музыке мода меняется очень быстро: "новая волна", глэм-метал, грандж, рэп, индастриал – каждый стиль на пару-тройку лет оккупирует вершины чартов, а потом его сменяет что-то новое или хорошо забытое старое. Тот же рок под разными личинами постоянно возвращался на музыкальный Олимп.

В начале 21 века рок-музыка чувствует себя весьма неплохо. Из классических рокеров по-прежнему на плаву AC/DC, Motorhead, Saxon, Accept и U.D.O., Killing Joke, Running Wild, ZZ Top, Bonfire. Из тех, кто начал в 90-е: Marylin Manson, The 69 Eyes, The Great Crusaders, The Hives. Появились и яркие молодые рок-команды: Calla, The Black Keys, Can Soyugazi

Что можно послушать из рок-музыки, записанной в самое последнее время, чтобы убедиться, что с роком все в порядке?

2013 год: новые альбомы классиков Motorhead (как вам песня "Coup de Grace"?) и Monster Magnet, диск "Detourn" индонезийских (!!!) рокеров The Sigit, альбом последователей AC/DС -  немцев Sin/City "Th13teen".

2014 год: великолепный альбом ветеранов из Magnum "Escape from the Shadow Garden". Слушаешь его, и душа радуется! Они и в свои лучшие годы ничего подобного не записывали!; очень неплох альбом итальянских рокеров (да, бывают и такие!)  Eyes-n-Lips "Pornstar for President"; ветераны The Afghan Whigs записали свой лучший диск "Do to the Beast".

Самая большая неожиданность года: барабанщик AC/DC старикан Фил Радд выпустил свой первый сольник – в 60 лет! И ведь какой альбом! - AC/DC подобных дисков не записывали с 1980-го. Завершает альбом Радда песня, которую смело можно ставить в один ряд с "Дымом над водой": "When I Get My Hands On You". Прослушайте несколько раз. Неужели можно сказать, что рок умер? Это рок-н-ролл давно уже мертв – как сказал 30 лет назад наш БГ, а рок и до сих пор живее всех живых!


Комментариев нет:

Отправить комментарий