Что такое
Португалия сегодня? – Портвейн, Криштиану Роналду, маленькие трамваи Лиссабона,
Фатима…
А с чего она
началась?…Хотелось бы сказать, что с портвейна… Но, к сожалению, это не так.
Этот божественный напиток появился несколько позже. В двух словах о том, как
родилась Португалия. В конце 9-го века на Атлантическом побережье Пиренейского
полуострова возникло вассальное графство Портукале со столицей в Порту. Местным
графам к 12 веку удалось объединить под своей властью значительные территории
на западе Пиренеев, выбив оттуда мавров, и в 1139 году граф Афонсу Энрикеш
(по-нашему - Афанасий Генрихович) провозгласил свое разросшееся графство
королевством, а себя королем. В дальнейшем португальским владыкам удалось
отбиться от притязаний на свои земли более могущественных испанских
(кастильских) королей (иногда они и сами претендовали на испанскую корону!),
поэтому сейчас Португалия является самостоятельным государством, а не
провинцией Испании. Всем остальным пиренейским землям сохранить свою
независимость от разрастающейся Кастилии не удалось.
Готика
Португалии имеет свои особенности, которые отличают ее от готических сооружений
в других частях Европы, включая соседку-Испанию. В Испании классическая
французская готика стала разбухать, увеличиваясь до чудовищных размеров (собор
в Севилье), а в Португалии она пошла по другому пути - готика заразилась
мануэлино.
Архитектурный
стиль мануэлино – вещь весьма загадочная. Как любовь или шансон. Применительно
к португальской архитектуре это слово употребляют очень часто, но никто не
может толком объяснить, что за ним скрывается. Мануэлино расцвело пышным цветом
в конце 15-го - 16 веке, получив свое название от имени португальского короля
Мануэла I, который
правил на рубеже столетий. Этот король был выдающимся экспонатом, в честь
которого не стыдно назвать архитектурный стиль. Чтобы жениться на одной
испанской грымзе – дочери королевы Кастилии и ярой антисемитки Изабеллы, этот
замечательный человек изгнал из страны 20 тысяч евреев, а остальных
принудительно крестил. Ни одна теща в мире за всю историю не удостаивалась
такого почтительного отношения со стороны своего зятя!
Правда, ни сам
король, ни архитекторы той эпохи понятия не имели ни о каком мануэлино. Точно
так же, как в "романскую эпоху" знать не знали о романском
архитектурном стиле, а в "готическую" – о готике. Термин
"мануэлино" придумал в 19 веке некто Ф.А.Фарнаген в работе,
посвящённой монастырю Жеронимуш. Но вот какой за ним скрывается смысл? Возьмите
любую заметку, написанную по-русски на эту тему – после ее прочтения вы будете
знать про мануэлино столько же, сколько и до ее прочтения. А все потому, что
люди не понимают, о чем они говорят.
На самом деле
все просто. Когда мы говорим об архитектурных стилях, то речь идет, прежде всего,
о конструкционных особенностях зданий в определенном стиле, а не о различиях в
оформлении интерьера. К примеру, есть ли разница в конструкции романской
постройки или готической? Разумеется! И эти отличия фундаментальные!
Романская средневековая архитектура
копировала древнеримские строительные образцы, но обладала более примитивным
уровнем строительной техники. По этой причине ничего подобного Собору Святой
Софии (6 век) или Пантеону (2 век) в Средневековье и не было создано. В
постройках романского стиля стены здания держали на себе свод. В Раннем
Средневековье свод храма чаще всего был деревянным, но в 11 столетии в
передовых европейских странах своды церквей стали делать каменными, основанными
на римской арке. Чтобы тяжеленный потолок храма не обрушился и не угробил
молящихся, стены здания должны быть толстыми, с небольшими окнами, которые
пропускали мало света. Ширина зала была небольшая, поскольку каменный
цилиндрический свод не был предназначен для перекрытия больших пространств.
монастырь в Баталье
В готических
сооружениях мы встречаем принципиальные изменения в конструкции. Во-первых,
изменился каменный свод – он стал крестовым нервюрным, основанным на
стрельчатой арке, что позволило его значительно облегчить. Более легкий свод
дал возможность строителям перекрывать большие пространства, чем ранее, а также
использовать в качестве опор не стены, а колонны, которые поддерживали
вынесенные наружу здания контрфорсы, соединяемые с опорными колоннами
аркбутанами. Стена в готической конструкции освободилась от функции поддержки
свода, и ее стали использовать для размещения
огромных окон, обеспечив поступление света в храм. У рассматриваемых
архитектурных стилей существовали также характерные конструктивные особенности
фасадов, крыш и прочих элементов зданий, которые определялись опять же
фундаментальными отличиями этих стилей.
монастырь в Баталье
А теперь
поговорим о мануэлино. Каковы же его конструктивные отличия от готики или
романского стиля? А их нет! Все особенности мануэлино относятся исключительно к
декору сооружений! По сути, их две. Первая: повышенное внимание к украшению
зданий. Декорированию подвергались фасады, окна, стены, крыши, опорные столбы,
контрфорсы, портики, интерьеры. В общем, все подряд. Второе: своеобразие
каменного декора португальских построек, в которых часто использовались морские
мотивы (канаты, якоря, морские узлы, изображения морской фауны), растительные
орнаменты и определенные символы, которые редко встречались в других странах.
монастырь Жеронимуш
Учитывая
данные обстоятельства, правильнее говорить не о новом архитектурном стиле, а о
португальской художественной школе декорирования зданий (школе резки по камню).
Местные декораторы применяли свои эксклюзивные рюшечки, пимпочки и завитушки,
что отнюдь не было каким-то исключительным явлением. Подобные местечковые
особенности украшения культовых зданий были характерны для всех европейских
регионов. В соседней Испании точно также появился "стиль"
платереско.
Вернусь к
португальской готике. Я полагаю, что она на определенном этапе лишь украсилась
мануэлино, оставшись при этом старой доброй готикой. Разумеется, что это
характерно для тех случаев, когда готические постройки не подвергались
последующей перестройке в ренессансном или барочном стилях. Ренессанс и
барокко во многом тоже не самостоятельные архитектурные стили, а совокупность
оформительских приемов. Тем ни менее, поскольку Ренессанс и барокко родились в
Италии, они оба были основаны на классической римской строительной школе, а не
готической. По этой причине перестройка готических храмов в стиле Ренессанс или
барокко чаще всего означала и внесение определенных изменений в конструкцию
здания. И даже когда реконструкция ограничивалась перестройкой фасадов, башен
храма и его интерьера, общий вид здания все равно менялся кардинальным образом.
А теперь,
после такого длинного вступления, перейду непосредственно к обзору готических
храмов Португалии. Их немного.
Первый
готический храм в этой стране – собор монастыря Святой Марии де Алкобаса
(Алкобаса – название города, который появился рядом с монастырем, сейчас это
небольшой населенный пункт примерно на полдороге из Коимбры в Лиссабон).
Монастырь был
основан в 1153 году первым королем Португалии Афонсу Энрикешем, о котором я уже
упоминал. Афонсу был не просто скромный человек, который провозгласил себя
королем всех португальцев. Это был великий король! Начал он свою блистательную
карьеру с победы над матерью, армию которой он разбил. Поскольку Афонсу был
невыносимо добрым, то мамашу он не убил, а просто заточил в монастырь. После
чего занялся любимым делом тогдашних пиренейских христианских королей –
избиением мавров.
Собор был
построен в 1153-1222 гг.
В 18 веке была произведена реконструкция храма в стиле
барокко (в результате храму испортили фасад). Но готическая основа сооружения
сохранилась и внутри собора это видно невооруженным глазом.
Монастырь Санта Мария да Витория в Баталье
Баталья – небольшой городок
недалеко от Алкобасы. Король Жуан (не дон!) был так благодарен Деве Марии за
победу над кастильцами в битве при Алжубарроте (да, Дева Мария в тот день
помогала португальцам!), что дал обет построить монастырь в ее честь (Деве
Марии очень нужны монастыри!).
Монастырь Жеронимуш
Еще один монастырь находится в
Лиссабоне, что можно назвать почти чудом. Дело в том, что 1 ноября 1755 года
город был практически полностью разрушен сильнейшим землетрясением. Готический монастырь Карму, основанный в
1389 году, не уцелел. Его попытались восстановить в готическом стиле, но работы
были прерваны.
К счастью, великолепный образец
готики - монастырь Жеронимуш в этой катастрофе устоял. Начало его строительства
датируется 1501 годом.
Опорные колонны внутри здания
покрыты орнаментом. Вот это и есть декор в стиле мануэлино.
Кафедральный собор в Гуарде
Гуарда – небольшой городок в
Центральной Португалии, недалеко от границы с Испанией.
Строительство местного собора
длилось очень долго: с 1390-го года по 1540 год. Со стороны входа здание больше
похоже на крепость.
Свод храма в Гуарде
На этом обзор португальских
готических храмов можно и закончить. Да, несколько веков назад их было побольше, но время не пощадило местную готику.
В Коимбре имеются развалины
церкви старого женского монастыря Святой Клары, которая была построена в начале
14 столетия. Из-за постоянных затоплений монастырь был покинут обитателями в конце
17 века.
Храм был восстановлен как музейный экспонат, но свод у него
неготический (обычный цилиндрический свод).
Есть еще небольшой храм в
Виана-ду-Каштелу на самом севере Португалии, который называют готическим
собором, но я видел не один собор в готическом стиле – к данному храму такое
определение неприменимо.
В Эворе ранее было три готических
храма, но все они были сильно изменены при позднейших реконструкциях.
Когда-то была готической церковь
святого Франциска в Порту (годы строительства: 1233-1400), но теперь нет. Она
была перестроена в 17-18 веках в стиле барокко.
Внутри храма настолько
избыточный барочный декор, что это сооружение не только не вяжется с готикой,
но и вообще не напоминает христианский храм, где принято молиться Господу.
Подведу итоги. Готика в
Португалии есть, но к готическим странам ее не отнесешь. Это не Франция или
Англия, да и до Чехии ей очень далеко. Готическая провинция на крайнем западе
Европы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий