среда, 7 августа 2024 г.

Бад Спенсер и Теренс Хилл - главные европейские кинозвезды 70-х

 

Cтранно, но советских зрителей так и не познакомили с самыми популярными актерами Европы 1970-х годов – Бадом Спенсером и Теренсом Хиллом (когда они работали в паре). Их дуэт в комедийных вестернах и боевиках был словно создан для советских зрителей. Каких бы прохиндеев не играли Бад и Теренс, они были как Чип и Дейл, которые всегда придут на помощь тем, кто в ней нуждается. Разумеется, подобные герои были как манна небесная для советского кинопроката, но встретиться с этими парнями советским людям не дали. Наши с ними пути пересеклись лишь в самом конце 80-х – в видеосалонах, где главные хиты Спенсера и Хилла про «Троицу» были весьма популярными.

 

Несмотря на свои английские имена, оба актера – итальянцы: Теренс Хилл появился на свет в Венеции в 1939 году под именем Марио Джиротти, а Карло Педерсоли (будущий Бад Спенсер) родился в Неаполе в 1929 году. Оба пришли в кино в 50-е, но если Хилл (Джиротти) быстро стал профессиональным киноактером, то Спенсер (Педерсоли) за следующее десятилетие появился на экране лишь несколько раз. Его основной профессией в те годы было плавание и водное поло. 

 

С 1949 года Карло Педерсоли 7 раз выиграл чемпионат Италии на стометровке вольным стилем и дважды представлял Италию на Олимпиадах – в 1952 году (11-е место на 100 м вольным стилем) и 1956-м (16-е место). Интересно, но после окончания своей спортивной карьеры, Карло уехал в Венесуэлу, где работал мастером в дорожном строительстве! 

кадр из фильма "Ганнибал"

В 1959 году Джиротти и Педерсоли оказались на съемочной площадке пеплума «Ганнибал», но совместных сцен у них не было и они не пересекались на съемочной площадке (Марио играл одну из основных ролей, а Карло я поначалу даже не заметил при беглом просмотре). После этого карьера Джиротти продолжила идти в гору, а Педерсоли надолго завязал в кино, занимаясь сочинением песен и продюсерской работой на телевидении (как Карло пел, можно послушать на его личном сайте). 

Когда они впервые встретились на съемках драматического вестерна "Бог простит, а я – нет" в 1967 году, Джиротти был уже хорошо известным актером, а для Карло этот фильм стал началом его профессиональной кинокарьеры. Именно в этом фильме произошло рождение Теренса Хилла и Бада Спенсера, поскольку актеров попросили придумать себе американские имена для титров фильма, что часто практиковалось в жанре итальянского вестерна (если главного героя играл не американец, то обычно он брал псевдоним). Карло Педерсоли придумал себе псевдоним, соединив свое любимое пиво Budweiser и имя американского актера Спенсера Трейси. По какой причине Марио стал Теренсом Хиллом – неясно. Сам он об этом не распространялся.

В своем первом вестерне парни еще не были равноправными партнерами. Солировал в фильме Теренс Хилл, а Спенсер ему ассистировал. Кстати, встреча этих ребят произошла довольно случайным образом. Если Бад попал в кино по приглашению режиссера, который был знаком с его женой (дочерью известного кинопродюсера) и знал, какой у нее колоритный супруг, то Теренса позвали в фильм за день до начала съемок, поскольку утвержденный на его роль актер сломал ногу. Хилл оказался свободным, быстро собрал сумку и полетел в Испанию (где снимался фильм), навстречу своей Судьбе – Баду Спенсеру.

"Бог простит, а я – нет" - не шедевр. Это посредственное и сильно затянутое кино, в открытую подражающее долларовой трилогии Серджо Леоне, но итальянцы в то время смотрели любые итальянские фильмы, в котором потные и грязные мужчины скакали на лошадях и устраивали перестрелки. "Бог…" стал одним из самых кассовых итальянских вестернов за всю историю (9,4 млн зрителей) и положил начало дружбе и длительной совместной работе Хилла и Спенсера.

 

кадры из "Козырного туза"

В дальнейшем они на пару снимутся в 17 картинах, большая часть из которых вышла в 1968-1985 годах. Их первым совместным комедийным вестерном стал «Козырной туз» (1968) Джузеппе Колицци, но в этом фильме зрители тоже не дождались рождения главного комедийного дуэта 70-х. Т.Хилл в этом кино был на удивление серьезен, а за юмор отвечал Бад и главная звезда картины – американец Илай Уоллак, хорошо известный по вестерну С.Леоне «Хороший, плохой, злой», где он сыграл Злого. Примерно ту же роль Илай исполнил и в фильме Колицци, собравшем в кинотеатрах толпы итальянцев (10 млн зрителей).

"Золотые копи"

В следующем кассовом хите итальянского проката - вестерне «Золотых копях» (1969) того же режиссера юмора было немного (на Кинопоиске он назван «комедией», но тот человек, который это написал, фильма не смотрел). В этом кино вы также не увидите рождение дуэта Хилла и Спенсера, поскольку главные роли были отведены Теренсу и харизматичному американцу Вуди Строуду, который звездой не был, но был знаком любому любителю итальянских вестернов по микророли в «Однажды на Диком Западе» С.Леоне. Спенсер здесь выступил на подхвате у вышеназванной пары.

Лишь в четвертом совместном фильме Хилла и Спенсера зрители увидели настоящее рождение комедийного дуэта, без которого уже невозможно представить итальянское кино 70-80-х. Это произошло в комедийном вестерне "Меня зовут Троица" (1970) Энцо Барбони – опытного оператора, который только-только пришел в режиссуру и сразу же создал новый тип итальянского вестерна. Барбони не просто соединил Дикий Запад и комедию, но и убрал из кадра трупы, без которых итальянский вестерн представить трудно. 

Если вы не знакомы с Хиллом и Спенсером, то исправить это упущение лучше всего, посмотрев как раз «Троицу». Фильм – не шедевр, но это хороший образец комедийного вестерна по-итальянски, с обаятельными героями и великолепной мелодией Франко Микалицци. В начале 70-х «Троица» стала самым кассовым итальянским фильмом в мире, обогнав «Сладкую жизнь» Ф.Феллини (в Италии его посмотрели 8,7 млн зрителей). А вторая «Троица» вскоре побила рекорд первой.

Забавно, но продюсером «Троицы» был Итало Зингарелли (вверху), который сильно напоминал Бада Спенсера.

Почти все 70-е годы Теренсу и Баду удавалось оставаться сверхпопулярными на родине, снимаясь в комедийных вестернах и боевиках: "Меня все еще зовут Троица" (1971, 14,5 млн проданных билетов), "Давайте, ребята!" (1972, 10 млн), "Иначе мы рассердимся" (1974, 11,2), "Подставь другую щеку" (1974, 7,9), "Борцы с преступностью" (1977, 2-е место в прокате), «Орел или решка» (1978, 4-е место), «Я – за гиппопотамов!» (1979, 8-е место). 

 

Рецептура фильмов с участием дуэта была проста донельзя: парни играли крутых ребят, которые всегда побеждали своих врагов; их герои были смешными, в их фильмах никого не убивали, хотя злодеев там было пруд-пруди; несмотря на наличие у противоборствующих сторон огнестрельного оружия, с негодяями наши герои предпочитали разбираться по старинке – с использованием кулаков и подручных предметов.

У каждого из участников дуэта была своя комедийная маска: Хилл был обаятельным пройдохой, Спенсер – хмурым и заторможенным громилой (не случайно, что в 1973 году он даже снялся в фильме «По прозвищу Громила», у которого было три продолжения). При этом худой Теренс всегда быстро стрелял и здорово дрался, а бегемотоподобный Бад то и дело впадал в ярость и сметал всех на своем пути, выступая в амплуа Шварценеггера до Шварценеггера. Кстати, по габаритам Спенсер ничуть не уступал Арнольду, но его мышцы были скрыты под плотными слоями жира (рост Бада 194 см, а вес в конце 60-х был чуть меньше 120 кг).

Юмор в картинах дуэта был связан, во-первых, с пикировками героев, но больше всего со сценами действия – с дуэлями, которые были характерны для сверхбыстрых героев Хилла и массовыми драками, в которые ввязывались Бад и Теренс. Сцены насилия в их исполнении превращались в комические представления. Можно смело сказать, что оба актера проложили путь Джеки Чану, который добился еще большей известности, органично соединив насилие, акробатические номера и юмор в сценах драк и поединков. 

Следующей совместной картиной в фильмографии дуэта после двойного успеха с «Троицей» стал "Давайте, ребята!" Д.Колицци (1972), который сегодня воспринимается как типичный комедийный боевик с Хиллом и Спенсером, но тогда это был их первый опыт работы в этом жанре. Этот фильм показал, что зрители готовы смотреть на этих парней не только в интерьерах Дикого Запада. Следующие картины дуэта я бы даже не назвал боевиками – скорее это приключенческие комедии с драками, рассчитанные на подростковую аудиторию. 

Поодиночке актеры тоже предпочитали играть в комедийных фильмах, но пока их амплуа не устаканилось окончательно, они изредка появлялись в картинах иных жанров: драматических вестернах (Хилл в «Гневе ветра» (1970), Спенсер в «Зачем жить, зачем умирать» (1972), триллерах (Спенсер в «Четыре мухи на сером бархате» (1971) Дарио Ардженто), криминальном кино (Хилл в «Настоящем и ложном» (1972), Спенсер в «Черном Турине» (1972)…

Когда парни снимались в комедийных фильмах действия без привычного напарника, их герои чаще всего вели себя согласно устоявшимся лекалам – Теренс был Хиллом, а Бад – Спенсером. Их комедийные маски почти всегда оставались неизменными.

У Теренса Хилла без Бада необходимо отметить два вестерна, оба из которых стали кассовыми хитами в Италии (они вошли в Топ-5 по итогам года).

В «Человеке с востока» (1972) Энцо Барбони у Хилла немного необычная роль. Почти до самого конца он изображает наивного городского парня, которому не место не Диком Западе. И лишь в финале мы видим типичного Теренса Хилла – самого быстрого стрелка на Западе, который предпочитает поиздеваться над своими противниками, а не убивать их.

Точно такого же персонажа («самого быстрого стрелка на Западе») Теренс изобразил и в пародийном вестерне продюсера Серджо Леоне «Меня зовут Никто» (1973), который был снят Тонино Валерии. В этой картине пару Хиллу составил сам Генри Фонда.

В фильмографии Бада Спенсера без Хилла тоже хватало кассово успешных картин, но в отличие от своего партнера он предпочитал сниматься во всем, что угодно, кроме вестернов: "Даже ангелы едят фасоль" (1973, 7,4 млн зрителей), «По прозвищу Громила» (1974, 10-е место в итальянском прокате), «Солдаты удачи» (1976, 14-е место), «Громила в Африке» (1978, 10-е место), «Они называли его Бульдозер» (1978, 14-е место). 

"Даже ангелы едят фасоль"

Обычно Спенсер солировал в своих картинах в одиночку, но иногда ему в пару давали другую звезду – к примеру, в комедийном гангстерском фильме "Даже ангелы едят фасоль" в этой роли выступил известный киноковбой Джулиан Джемма, который сыграл ту же самую роль при Баде, что исполнял Теренс Хилл.

Необходимо упомянуть о том, как принимали наших героев в других странах. Насколько я понимаю, в США их знали очень немногие. Насколько были популярны Бад и Теренс в «странах третьего мира» точных данных нет, но в Западной и Южной Европе парни были одними из главных звезд 70-х. Два фильма про «Троицу» собирали толпы зрителей не только в Италии, но и в ФРГ, Испании и Франции. Успешными в Западной Европе были и другие фильмы дуэта: "Давайте, ребята!" (1972), "Иначе мы рассердимся" (1974), "Подставь другую щеку" (1974), "Борцы с преступностью" (1977), «Орел или решка» (1978), «Я – за гиппопотамов!» (1979), «Найдешь друга – найдешь и сокровище» (1981)… 

Особенно любили Бада и Теренса в Западной Германии – там они были как родные. Я думаю, не в последнюю очередь это было вызвано тем, что Хилл воспринимался немцами как свой. Ведь он не только имел немецких предков по маминой линии (она была родом из Дрездена) и внешне больше напоминал немца, а не итальянца, но в детстве он некоторое время жил в Третьем рейхе - в Саксонии, где работал его отец.

В Европе хорошо принимали не только фильмы дуэта, но и те картины, где ребята снимались без привычного партнера. Причем, зачастую они были популярнее в той же Германии или Франции, чем на родине. Особенно это относится к началу 80-х, когда итальянцы охладели к своим недавним любимцам, а немцы и отчасти французы по-прежнему ходили смотреть на них в кинотеатры.

 У Хилла были популярными в Европе вестерны «Меня зовут Никто» (1973) и «Гений, два земляка и птенчик» (1975) Дамиано Дамиани, а также комедийный боевик «Суперполицейский» (1980). 

 

У Бада Спенсера практически все фильмы до начала 80-х были успешны в Германии (во Франции – нет). Даже когда итальянцы потеряли интерес к его картинам, западные немцы продолжали ходить в кино на примитивные ленты Спенсера «Бадди едет на Запад» (1981) и «Бомбардировщик» (1982), которые были поставлены Микеле Лупо.

К середине 80-х популярность Хилла и Спенсера явно снизилась. Их однотипные фильмы приелись зрителю, да и Спенсер стал сильно смахивать на пенсионера (в 1985 году ему стукнуло 56). Поэтому неудивительно, что после 1985 года карьеры обоих пошли по нисходящей: Бад периодически появлялся в сериалах, а Теренс время от времени в обычных комедийных боевиках.

Последний их совместный фильм «Любители неприятностей» вышел в 1994 году, когда зрители уже подзабыли об этом дуэте. По сути, «Любители неприятностей» стали окончанием киносериала о «Троице», хотя имена у персонажей был другие. Хилл в этом кино уже явно стар, а Спенсер – суперстар. Зрелище получилось весьма печальным и абсолютно провальным в прокате. Последний их общий блин оказался комом…

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий