среда, 26 июля 2023 г.

Знаменитые итальянцы. Автор мюзикла «Нотр-Дам де Пари» и поп-звезда Риккардо Коччанте.

 

Известный в России в качестве автора мюзикла «Нотр-Дам де Пари» Риккардо Коччанте (Riccardo Cocciante) стал эстрадной звездой в Италии еще в середине 70-х. Все следующее десятилетие он оставался одним из главных действующих лиц на итальянской эстраде, чьи альбомы расходились большими тиражами, чем у Адриано Челентано. Лишь в 90-е его исполнительская карьера пошла на спад, хотя именно в этот период он выпустил свой лучший альбом «Innamorato» (1997). 

 

На счету Риккардо за четыре десятилетия творческой деятельности есть несколько настоящих шлягеров, с великолепными мелодиями, которые вполне могли бы стать популярными в СССР и в постперестроечной России, где итальянских поп-звезд любили как родных. Могли бы, но не стали. Имена Адриано Челентано, Тото Кутуньо, Пупо, Риккардо Фольи, Аль Бано и Ромины Пауэр в Советском Союзе были известны практически всем. Но Коччанте в эту дружную компанию не попал. 

Антонелло Вендитти (слева), Риккардо Коччанте (справа). Рядом с Риккардо - Франческо Де Грегори.
 

Среди самых известных итальянских исполнителей 70-80-х годов 20 столетия подобная история произошла не только с Коччанте. Примерно с десяток исполнителей, которые были популярны в Италии, мы в СССР практически не знали (Лучо Далла, Ренато Дзеро, Антонелло Вендитти, Эдоардо Беннато, Франческо Де Грегори и др.). И причину этого найти не трудно. У большинства из них мелодичных песен кот наплакал, а без запоминающихся мелодий зарубежным исполнителям в Советском Союзе делать было нечего. У Коччанте в 70-е – 80-е годы шлягеров тоже немного, но все-таки пара-тройка музыкальных шедевров за этот период у него найдется. Если бы пару из них регулярно показывали по советскому телевидению, то имя Риккардо Коччанте мы бы запомнили.

Лучший период в творчестве Коччанте начался в 90-е, когда ему стукнуло 50, но нам тогда уже было не до итальянцев – в наших головах поселились другие кумиры. Так получилось, что Судьба не свела советских любителей музыки с Риккардо, когда он был актуальным исполнителем. К счастью, в нашу эпоху, когда любая музыка стала доступной, эту ошибку Судьбы легко исправить. 

 

Перед тем, как перейти к творческим достижениям Коччанте, я немного остановлюсь на его неординарной биографии. Дело в том, что Риккардо родился в 1946 году во Вьетнаме, который в то время был колонией Франции. Мама Коччанте – француженка, папа – итальянец. По паспорту Риккардо – француз, а кто он по факту? Наша Википедия (да и не только она) называет его итальянско-французским певцом и композитором, а итальянская - итальянским с французским паспортом. Я думаю, что права итальянская Вики.

Из Индокитая семья Коччанте переехала в Рим, когда Риккардо был подростком. Вырос он в Италии и там начал свою карьеру. Поначалу он пел на английском, но в начале 70-х годов перешел к исполнению композиций на итальянском языке. После этого он быстро приобрел популярность в Италии и его основная музыкальная карьера связана с этой страной. Обычно после своих итальянских альбомов Риккардо выпускал свои песни на французском языке (как Ришар Коччанте), но это отнюдь не свидетельство раздвоения Коччанте между двумя странами. Очень многие итальянцы перепевали свои песни на других языках для зарубежных слушателей – чаще на испанском, реже на английском, французском и немецком. Логично, что зная французский, Риккардо исполнял свои композиции на родном для себя французском (все-таки его родина в юридическом смысле – это Франция). Но итальянцы всегда принимали песни Коччанте лучше, чем французы. В Италии – он почти легенда, а во Франции просто известный исполнитель и композитор. 

В итоге можно сказать, что жизнь сделала Коччанте итальянцем. Точно таким же образом Сальваторе Адамо она превратила в бельгийца, Лино Вентуру и Жана Рено сделала французами, Сильву Кошину заставила стать итальянкой, а Филиппа Киркорова - русским.

Итак, итальянец Риккардо Коччанте с 1972 года стал выпускать альбомы на итальянском языке. Музыку он писал сам, а тексты для него сочиняли известные поэты (сначала Марко Люберти, а после него Могол). Первый успех к Коччанте пришел в 1974 году с альбомом Anima, который в годовом итальянском хит – параде занял 17-е место. Над аранжировками Коччанте помогли Эннио Морриконе и Франко Пизани. 

 

На последней пластинке была песня «Bella senz҆anima», которая в октябре 1974 года заняла 1-е место в итальянском хит-параде. Хотя помог ее довести до ума сам Морриконе, меня она совершенно не вдохновляет. Она ничем не выделяется в ряду других композиций Риккардо, но тугих на ухо итальянцев эта композиция чем-то зацепила (да и испанцев тоже, для которых Коччанте спел ее на испанском).

По этой песне можно понять творческую манеру Коччанте, которая проявляется практически в каждой его композиции. Для типичной песни Риккардо свойственно медленное и тихое начало, которое к припеву обычно переходит в крик души, который так и продолжается до конца песни. Общий настрой почти всех его композиций – минорный. Танцевать под такие песни трудновато, но если вам хочется погрустить в одиночестве, но в компании мужчины с приятным голосом – Риккардо именно тот, кто вам нужен.

Для полноценной грусти, переходящей в невыносимую печаль, следует брать его лучшие композиции, которые на пластинках 70-80-х гг. найти не просто. Из далеких 70-х я могу порекомендовать лишь 4 песни Коччанте.

 

С первого альбома нужно обязательно прослушать «Coltivo tutte le valli» и «Uomo». Вторая особенно хороша. 

 

Главный шлягер Коччанте в 70-е – «Margherita» c пластинки 1976 года «Concerto per Margherita». Очень душевная композиция. Пробирает прямо до слез. Она тоже была № 1 в хит-параде синглов.

На альбоме «Riccardo Cocciante» (1978) можно послушать «Storie», но на своем выборе настаивать не буду. 

Несмотря на практически полное отсутствие запоминающихся мелодий на его пластинках, итальянцы всю вторую половину 70-х раскупали диски Коччанте как горячие пирожки. Он быстро влился в ряды самых популярных исполнителей Италии, чуть уступая по тиражам своих альбомов Лучо Баттисти, Мине и Клаудио Бальони. Но Челентано к концу 70-х он обошел.

В начале 80-х пластинки Коччанте стали расходится еще большими тиражами, хотя на мой вкус лучше они не стали. На 5 альбомах, вышедших в это десятилетие, я обнаружил всего 4 запоминающиеся композиции:

 

«Cervo a primavera» с одноименного альбома 1980 года – настоящая жемчужина в коллекции Коччанте. Он написал бесподобную мелодию, да и текст Могола, видимо, неординарный: «Я воскресну весенним оленем или стану чайкой со скал…».

На этой же пластинке также притаилась приятная композиция «Tu sei il mio amico carissimo».

 

В 1982 году Риккардо записал песню «Celecte nostalgie» (вышла на альбоме «Cocciante») - еще один его хит всех времен. 

 

«Il mare dei papaveri» с одноименного диска 1985 года.

С 1987 года больше 3 лет Коччанте не выпускал новых альбомов, но в 1991 году он напомнил о себе, победив на фестивале Сан-Ремо с песней Se stiamo insieme. Песня как песня. Абсолютно типичная для Коччанте. В том же году Рикккардо выпустил пластинку с тем же самым названием, что и в 1982 году – «Cocciante». На этом альбоме есть более душевная песня – «Vivi la tua vita». Ее и стоит отобрать к себе в коллекцию. 

Еще одну неординарную песню – «Amarci come prima» я откопал на альбоме 1993 года «Eventi e mutamenti».

Но пора завязывать с раскопками. После своего 50-летия Коччанте наконец-то перешел к записыванию альбомов, которые можно слушать целиком, не роясь в них, как кабан под дубом. Правда, их немного - всего два.

Диск «Innamorato» 1997 года в Италии встретил холодный прием: выше 8-го места в итальянских чартах он не поднимался, а по итогам года занял 28-е. На самом деле это лучший альбом Коччанте – на нем столько же шлягеров, сколько он обычно записывал за десятилетие: «L҆Attimo Presente», «Grande e la citta», «Male». И, конечно же, великолепная «Ti amo ancora di piu».


 После «Innamorato» Коччанте занялся театральными постановками: написал музыку для французского мюзикла «Нотр-Дам де Пари», а затем еще одного французского мюзикла - «Маленький принц». 

Увлечение Риккардо большими музыкальными формами позволило ему стать известным вне Италии, но уже в качестве композитора – автора «Нотр-Дам де Пари». Это касается и России, где тоже поставили этот мюзикл. 


 

Последний на сегодня официально изданный поп-диск Кочанте «Songs» вышел в 2005 году. Альбом получился замечательным, без проходных вещей, с двумя хитами – «Songs» и «Sulle Labbra E Nel Pensiere», но итальянская публика его не заметила. В годовом хит-параде диск занял 93 место!

Если вы прослушаете его, то удивитесь не меньше меня такому равнодушию итальянцев, хотя, возможно, все дело в том, что песни на альбоме записаны на нескольких языках: английском, итальянском, французском и испанском. С одной стороны, Италия входит в объединенную Европу, и испанцы с французами для итальянцев почти братья, но с другой, если ты стал итальянцем и выпускаешь альбом для своих, то будь любезен петь на родном языке. Как всегда делал это раньше, несмотря на свой французский паспорт.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий