Кино держится на героях. Редко удачный кинопроект обходится без персонажа, который магически воздействует на зрительниц и вдохновляет зрителей. И есть в этом что-то неправильное, если такой герой в конце фильма гибнет. Всего полтора-два часа длится наше с ним знакомство, но этого вполне достаточно, чтобы проникнуться теплыми чувствами к человеку на экране. И когда безжалостный режиссер, науськиваемый сценаристом, лишает жизни нашего нового знакомого, то это воспринимается как выдающееся свинство! Разве мало нам того, что близкие нам люди время от времени покидают нас? - Мало – считают кинодеятели и норовят добавить нам страданий.
Не знаю, как вы, а я до сих пор не могу отойти от финала французского боевика "Профессионал" (1981) Жоржа Лотнера, в котором главного героя играл Жан-Поль Бельмондо. Бельмондо до этого фильма не раз умирал на экране, играя самые разные роли, но в 70-е годы Жан-Поль превратился в того классического Бельмондо, который приходил к зрителям в образе очаровательного супермена с замашками прохиндея. Невозможно было представить, что этот Бельмондо может умереть, но безжалостный Лотнер умертвил народного любимца и долго держал в кадре его труп, выжимая из зрителей слезы великолепной музыкой Эннио Морриконе. Такой финал вполне сравним с литературными убийствами Шерлока Холмса и Остапа Бендера. Слава богу, Шерлока и Остапа их отцы воскресили, а вот простреленного пулями насквозь Бельмондо уже не оживить!
Нечто сходное припас для нас Тони Скотт в "Человеке в огне" ("Гнев", 2004). Главные герои у Тони выживали в самых немыслимых обстоятельствах, но в этом жестоком фильме режиссер захотел накормить зрителя жизненной правдой и умертвил свое альтер-эго в лице Дензела Вашингтона. Славы Скотту этот странный поступок не принес.
Подобных печальных финалов в мировом кино пруд пруди. И не в последнюю очередь потому, что кинематографисты, жаждущие признания в своей среде, вынуждены снимать драмы, переходящие в трагедии – подобный финал является самым легким путем к премиям на фестивалях и уважительному похлопыванию по плечу со стороны легендарных коллег, заваленных статуэтками (особенно это было характерно для итальянских и французских кинематографистов в 60-70-е годы). Мне кажется, что именно по этой причине Джеймс Кэмерон дал задание толстушке утопить Лео в "Титанике". Если бы Ди Каприо позволили выжить, то кэмероновского триумфа на церемонии "Оскара" могло и не быть. Лично я даже глазом не моргнул, когда Лео утонул, но ведь сколько девчонок ушли с этого фильма в слезах и расстроенных чувствах! Исключительно ради премий Кэмерон сделал несчастными миллионы людей и не поморщился.
Не так сильно воздействует на зрителей печальный финал, который предопределен изначально. К примеру, фильм Стэнли Кубрика "Спартак" (1960) был обязан закончиться смертью Спартака, о чем зрители знали с самого начала и поэтому могли подготовиться к грядущему расставанию с полюбившимся героем в исполнении Кирка Дугласа. Смерть в этом случае принимается как должное. И подобных фильмов на основе различных биографий снято немало ("Ленни" (1974), "100 дней в Палермо" (1984), "Человек на Луне"(1999), "Страсти Христовы"(2004), "Операция Валькирия" (2008). Вполне логично, что ни один из них не вызывал у меня такой непреходящей печали, как "Профессионал".
Если в кинофильме несколько положительных героев, то обычно смерть одного из них воспринимается чувствительными зрителями не столь тяжело, как гибель одного единственного: так заканчиваются такие классические ленты как "Искатели приключений" (1967), "Однажды на Диком Западе" (1969), "Челюсти" (1975) и "Терминатор" (1984). Но иногда создатели картин перегибают палку и в этом случае.
В финале перестроечного блокбастера "Холодное лето 53-го" (1988) режиссер Александр Прошкин и сценарист Эдгар Дубровский решили убить героя Анатолия Папанова (сам Папанов тоже умер вскоре после съемок), но оставили в живых супермена, которого играл Валерий Приемыхов. Учитывая сюжет картины, гибель персонажа Папанова выглядела логичной и оправданной, но на этом Прошкин и Дубровский не остановились и за компанию умертвили еще и молодую девчонку (З.Буряк). Это уже было явным перебором, поэтому концовка у фильма получилась крайне гнетущая. Перестарались сценаристы и другого нашего шедевра – "Белого солнца пустыни" (1969): Сухов и Саид выжили в этой мясорубке, но все остальные "наши" полегли - и Петруха, и Верещагин, и Гюльчатай…
Фильмы советского времени на военную тематику – это просто кладезь трагедий. Война, как говорится, все спишет, поэтому создатели таких картин себя в смертоубийствах никогда не ограничивали. Своеобразным эталоном в этом плане стали "А зори здесь тихие" (1972), поставленные по роману Бориса Васильева. Когда в фильме погибают все 5 героинь – и не старые бабки, которым уже пора в мир иной, а девчонки в самом соку, то для любого зрителя это настоящее испытание. Ни один фильм ужасов не может сравниться с этой классической антивоенной советской резней (есть у меня такое подозрение, что именно эта картина стала основой для американских ужастиков, в которых маньяк истребляет отдыхающих на какой-нибудь турбазе подростков - одного за другим).
Бывает так, что зрителю нелегко расстаться и со второстепенным героем. Те, кто смотрел триллер Дэвида Финчера "Семь" (1995), вряд ли смогли забыть абсолютно душераздирающую концовку этого фильма, в котором сексуальный маньяк Кевин Спейси в роли религиозного маньяка убил жену героя Брэда Питта, которая появилась в фильме всего пару-тройку раз.
На этой оптимистичной ноте я перейду к другой разновидности нелегких кинорасставаний - прощаний с героями телесериалов. Выше я напомнил, как иногда тяжело терять своих кинолюбимцев, с которыми ты познакомился только что – буквально часа полтора-два назад. Но если такой человек несколько лет подряд приходит в твой дом практически на правах члена семьи, то его потеря переносится еще тяжелее. Уход любимого героя из жизни телезрителя может стать настоящей трагедией.
В СССР любили снимать драматические телесериалы, но все они по сегодняшним понятиям являлись мини-сериалами, поэтому гибель некоторых героев не сильно отличалась от смерти персонажей в "большом кино". Впервые мы ощутили всю тяжесть телеутраты уже в перестройку - при просмотре итальянского сериала "Спрут" про неподкупного комиссара Каттани, когда героя Микеле Плачидо прикончили в конце 4-го сезона. Не знаю, как итальянцы пережили его смерть, но у нас это была трагедия для миллионов советских граждан. Позднее, к счастью, советские телезрители подсели на мексиканские и бразильские сериалы, где главных героев из автоматов не расстреливали.
Первые американские драматические сериалы мы увидели по ТВ еще в 90-е ("Секретные материалы", "Твин-Пикс"), но по настоящему в нашу жизнь они вошли уже в 21 веке, после чего нелегкие расставания с любимыми телегероями стали нашими буднями. И главными причинами этих печальных событий стали различные бытовые обстоятельства, связанные с актерами, а не их персонажами.
В современных американских сериалах главных героев может быть несколько, и зачастую кому-то из актерской бригады в один прекрасный момент надоедает из года в год играть одно и то же, и в ежедневном режиме видеть одни и те же ро… лица. Нередко бывает, что продюсеры решают заменить кого-то из персонажей, если актер, по их мнению, не тянет. Подобные причины влекут серьезные сценарные последствия: герои внезапно гибнут, впадают в жуткую депрессию и уезжают куда-то, а в худшем случае просто внезапно исчезают в межсезонье… Для зрителя по большому счету не так уж важно, по какой причине персонаж выбывает из сериала – главное, что это влечет расставание с полюбившимся актером, который успел стать настоящим членом семьи.
Великолепный сериал "Морская полиция: спецотдел" (выходит в эфир с 2003 года) начал терять своих бойцов с первых же сезонов. В конце второго телесезона проект решила покинуть Саша Александр, которая играла агента Кейтлин (на фото вверху) - за это создатели решили пристрелить ее героиню. К счастью, для пораженных таким поворотом событий зрителей, с 3-го сезона Кейт заменили Зивой Давид (Коте де Пабло), которая стала настоящим украшением сериала. Коте – это американский аналог "студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы". "Морскую полицию" можно смотреть и пересматривать только из-за нее.
Но, к сожалению, после 8 лет работы в сериале де Пабло не договорилась с продюсерами по сумме контракта и распрощалась с нами в начале 12-го сезона. За заслуги перед проектом с ней решили обойтись помягче – без пули в голову, но через 2 года продюсеры сериала не удержались и убили ее за кадром с особой жестокостью. Что тут скажешь? - Звери! За 15 сезонов сериал понес еще четыре больших потери, хотя и не такие тяжелые, как в случае с агентами Кейт и Зивой.
В фантастическом сериале Джонатана Нолана "В поле зрения" (2011-2016) женщин тоже не щадили: чертовски обаятельная детектив полиции Картер в исполнении Тараджи П.Хенсон погибла при исполнении своих обязанностей в 3-м сезоне (потому что Хенсон решила сосредоточится на другом телепроекте), а в одной из последних серий 5-го скончалась и бывшая злодейка Саманта, которую зрители успели полюбить. Но хуже всего, что в финале отряд бесстрашных борцов за наше свободное будущее без нейронных сетей и Интернета потерял и своего главного бойца - Джона Риза (Джеймс Кэвизел). Такой финал меня просто убил – потерю Риза можно смело сравнить с утратой Бельмондо в "Профессионале".
Сериал "Место преступления: Лас-Вегас" жил в эфире 15 сезонов (2000-2015). Разумеется, за это время не обошлось без замен в дружном коллективе работников судмедэкспертизы Лас-Вегаса. Главной потерей для зрителей стал уход из сериала в ходе 9-го сезона души и руководителя коллектива Гила Гриссома (Уильям Петерсен), который впал в кризис среднего возраста и отправился спасать китов.
Рита – жена Декстера Моргана в сериале "Декстер" (2006-2013) несколько раздражала своим поведением не только Декстера, но и зрителей. Но когда пришла ее пора покинуть сериал, это произошло так неожиданно и кроваво, что расставание с ней можно сравнить с ударом обуха по голове! Такого фортеля от создателей сериала никто не ожидал. Еще печальнее закончился сам сериал: чисто финчеровская концовка этого телепроекта вышла по-настоящему шокирующей.
Но все рекорды по расставаниям с героями побил кровавый и жестокий сериал-долгожитель "Криминальные мысли" ("Мыслить как преступник", в эфире с 2005г.). Уже во втором сезоне из проекта выбыла весьма сексапильная брюнетка Лола Глаудини – ей на смену подыскали другую черноволосую героиню - Пейджит Брюстер, но ее нос не сделал эту замену равноценной. Не продержался больше двух сезонов и один из главных героев – аналитик Джеймс Гидеон (Мэнди Патинкин). Глаудини и Патинкин ушли по собственной инициативе, а в шестом сезоне двух главных героинь, которых играли суперблондинка Эй Джей Кук и Брюстер (которая с носом), вышибли из проекта продюсеры.
Особенно тяжело зрителям было расстаться с Эй Джей – этой Зивой Давид среди блондинок (на фото)! Хорошо, что героиню Кук не пристрелили, поскольку после зрительского возмущения ее пришлось вернуть в сериал. В дальнейшем проект продолжил терять героев – никаких нервов не хватит, чтобы досмотреть этот сериал до конца.
В "большом кино" финальные расставания с героями свойственны драматическому жанру, но на телевидении они иногда происходят и в ситкомах, когда те еще далеки от завершения, по тем же самым бытовым причинам. Майкл Джей Фокс – центральный персонаж сериала "Спин-сити" (1996-2002) был вынужден уйти из проекта после 4-го сезона из-за болезни Паркинсона. Его заменил Чарли Шин, но зрителей эта замена не устроила, и рейтинги сериала сильно упали.
Сам Чарли был главным героем суперуспешного ситкома "Два с половиной человека" (2003-2015), но в процессе съемок 8-го сезона разругался с продюсерами и выбыл из проекта (за это продюсеры убили его героя, причем дважды!). Для меня на этом сериал завершился, но несколько миллионов ренегатов переключились с Чарли Шина на его убогую замену в лице американского Максима Галкина – Эштона Кутчера. Стыд им и позор!
Комментариев нет:
Отправить комментарий