пятница, 22 декабря 2023 г.

Знаменитые итальянцы. Франко Баттиато – профессор на эстраде.

 

Если вы не знаете, кто такой Франко Баттиато – не беда. Его на просторах СНГ (бывшей «одной шестой части суши») почти никто не знает. Если провести соревнование среди итальянских суперзвезд эстрады на предмет того, кто из них совершенно неизвестен в странах бывшего СССР, то Баттиато без проблем войдет в тройку победителей.

 

Почему не сложился роман у нас и Баттиато – не очень понятно. Хотя почти все 1970-е этот музыкант занимался музыкой, далекой от массового слушателя, на рубеже 70-80-х он стал исполнять вполне доступные для публики эстрадные композиции. На его мегапопулярном альбоме «La voce del padrone» (1981) есть минимум 2 песни, которые могли бы стать хитами в СССР, но до нас они так и не добрались. В результате имя Баттиато осталось терра инкогнита для советских любителей музыки.

…Франко Баттиато родился на Сицилии в далеком 1945 году, но настоящим сицилийцем не стал. Когда он подрос, то не стал приобретать лупару, чтобы влиться в ряды мафии, а отправился на враждебный север и осел в Милане, где занялся музыкой.

Начал он свою музыкальную карьеру в середине 60-х с написания и исполнения песен протеста, затем переключился на поп-композиции, но вскоре погрузился с головой в экспериментальную музыку. И погрузился надолго. Лишь в 1979 году в карьере Баттиато происходит возвращение к поп-музыке на альбоме «Lera del cinghiale bianco» с потенциальным одноименным хитом. Но поначалу успеха у публики новоявленный поп-исполнитель не имел. Виной этому, вероятно, были сложные для эстрады тексты.

Зато когда на пластинке «La voce del padrone» эти тексты авторства Баттиато предстали в обрамлении написанных им зажигательных мелодий, итальянцы устоять не смогли. Взлет Баттиато к славе можно сравнить со вспышкой сверхновой звезды, хотя вспыхнула она не сразу. Поначалу итальянцы никак не могли распробовать альбом (видимо, расшифровывали загадочные слова автора) и лишь через полгода после выхода на Апеннинах началась настоящая «баттиатомания». 

В итоге альбом «La voce del padrone» стал самым популярным диском 1982 года, непрерывно удерживая 1-ю позицию в чартах с марта до осени того года, а его тираж в Италии превысил 1 млн. экземпляров, что было исключительным явлением для Италии тех лет. Ни у Челентано, ни у других звезд итальянской эстрады не было подобных достижений.

Такой успех весьма удивляет, учитывая пристрастие Баттиато к заумным текстам песен, в которых находили отражение его увлечения эзотерикой, философией, суфийским мистицизмом и медитацией. Даже зная итальянский язык, не всегда можно понять, о чем он поет, поскольку в текстах композиций содержится масса культурных отсылок. 

Песня «Cuccurucucu» - один из главных шлягеров Баттиато. Казалось бы, перед нами просто приятная танцевальная композиция с запоминающейся фразой «Куккурукуку палома», но оказывается в ней масса отсылок – в основном, к другим песням (собственно «Куккурукуку палома» является названием одной известной композиции 50-х гг., которая была знакома и в СССР). Вдобавок ко всему песня исполняется на 2-х языках – итальянском и английском. Текст этой композиции в переводе Ольги Комаровой с ее комментариями можно найти здесь. Не меньше культурных отсылок содержится и в песне «Bandiera Bianca» с того же альбома. 

Еще один танцевальный хит Баттиато – «Centro di gravita permanente» («Постоянный центр тяжести») в припеве содержит такие строки: «Я ищу центр постоянного притяжения, чтобы не приходилось менять взгляды на вещи и людей..», а в самом тексте упоминаются иезуиты, дворец императоров династии Мин, дороги Пекина, русский хор, английский панк, фри-джаз (полный перевод - здесь). Предполагается, что текст песни навеян увлечением Баттиато теориями Георгия Гурджиева. Для танцевальной композиции подобный текст представляется странным, но таков Баттиато - настоящий профессор философии на итальянской эстраде.

Я отнюдь не случайно назвал его профессором. Дело здесь не только в его своеобразной поэзии, рассчитанной скорее на студенческую аудиторию, чем широкую публику, но и в том, как выглядел сам Баттиато на эстраде. Он действительно больше напоминал не поп-звезду, а профессора, когда выходил на сцену в своем помятом костюмчике. Казалось, что этот немолодой мужчина сейчас будет читать лекцию, но «профессор» затягивал «куккурукуку…».

 

Разумеется, не все песни этого исполнителя были столь сложными для понимания. Одна из самых популярных композиций Баттиато – «Voglio vederti danzare» («Хочу видеть тебя танцующей», 1982), которая практически не нуждается в дешифровке, хотя и при ее прослушивании не помешает наличие минимального кругозора, чтобы понимать, кто такие балийцы, кружащиеся дервиши и ритм «семь восьмых».

Все 80-е годы Баттиато оставался одним из самых популярных итальянских исполнителей, хотя таких альбомов как «La voce del padrone» у него больше не было. В этот период на его счету 2 больших шлягера: «La staglione dell ҆amore» (1983) и «I treni di Tozeur» (1985).

 

Примерно на протяжении лет десяти, с середины 80-х, Баттиато снова занимается различными экспериментами, пишет музыку для оперы и балета, но не перестает записывать и поп-альбомы. Лично меня творчество Франко в этот период не вдохновляет. Итальянского языка я не знаю, а интересных мелодий на дисках Баттиато я не нашел.

Новый творческий этап в жизни «профессора» начался с альбома 1998 года «Gommalacca». 

 

Песня «Shock in my Town» с этого диска.

Если свои главные хиты Баттиато записал в начале 80-х, то лучшие диски в музыкальном плане у него выходят в конце 90-х – в начале 21 века, когда Франко стал приближаться к пенсионному возрасту. Я рекомендую помимо «Gommalacca» прослушать альбомы «Ferro battuto» (2001), «Dieci stratagemmi» (2004) и «Apriti sesame» (2012). Особенно хорош Ferro battuto.

«Bist dau bei mir» с этого альбома.

«Ilcammino interminabile» с того же диска.

«Odoredi polvere da sparo» с компакта «Dieci stratagemmi».

Многие последние работы «профессора» представляют собой нечто среднее между поп- и экспериментальной музыкой, и звучат очень современно – эти песни должны понравится тем, кто рос на Morcheeba и Kosheen. Более традиционный альбом – «Apriti sesame», который по своему минорному настроению несколько напоминает песни Челентано того же времени.

 

«Il vuoto» с одноименного диска 2007 года. 

«Passacaglia» c альбома «Apriti sesame» (песня навеяна историей жизни одного итальянского певца и композитора 17 столетия).

Баттиато был активен на музыкальном поприще уже в весьма солидном возрасте, выпуская альбомы с различными музыкантами и принимая участие в концертах (последний раз он вышел на сцену в сентябре 2017г.). Но в последние годы жизни Франко тяжело болел и умер в мае 2021 года, в возрасте 76 лет. 

После этой информации вполне уместно прослушать песню «Inverno» («Зима») Фабрицио Де Андре, записанную Баттиато на альбоме «Inneres Auge» (2009) в память Фабрицио. Она подойдет в качестве реквиема и по самому Франко.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий