«В сорок пять, в сорок пять – баба ягодка опять» – пела Валентина Толкунова, пытаясь утешить себя и своих товарок предпенсионного возраста. Но иногда чудеса случаются. Некоторые женщины категорически отказываются стареть, и даже в 50 лет выглядят на тридцать с небольшим. Причем, без использования достижений современной пластико-ботоксной промышленности. Благодаря этой новомодной отрасли современные голливудские актрисы в 50 похожи на монстров, но в начале 80-х эта индустрия только зарождалась, поэтому в те времена актрисы не могли уродовать себя так, как им вздумается.
Обычно звездные актрисы в те годы выглядели лет на 5-10 моложе своих лет – как любые женщины, которые следят за своим внешним видом, но итальянская кинозвезда Моника Витти в этом плане била все рекорды. Переступив через страшную отметку в 50 лет, Моника действительно выглядела как тридцатилетняя. Лет на 35 или на 37. В общем почти на сорок, но все-таки ближе к 39… Да, ладно – я шучу. Больше 35 я бы ей точно не дал.
Моника и Диего Абатантуоно |
Кто не верит, насколько неестественно молодо она смотрелась на экране, может посмотреть комедию «Танго ревности» (1981) режиссера Стено. Когда Витти в ней снималась, ей было полных 49 лет (она родилась 3 ноября 1931 года). Ее партнеру – Диего Абатантуоно стукнуло всего 26. При этом его герой домогается до героини Моники, что не вызывает недоумения у зрителей, поскольку на экране совершенно не заметно, что он годится ей в сыновья!
Диего выглядел на несколько лет старше своего паспортного возраста, а Моника примерно на 35, поэтому их дуэт смотрелся органично. Чтобы никто не сомневался в ее блестящей форме, Витти в этом фильме специально продемонстрировала свою фигуру и физподготовку в сцене, где ее героиня занимается аэробикой. Через год Абатантуоно и Витти снялись в другой комедии – «Извините, если мало». И вновь персонаж Диего домогался героини Моники!
Моника с Роберто Руссо |
Кстати, экранная страсть разновозрастных героев Витти и Абатантуоно не является полным вымыслом. Нечто подобное произошло в реальной жизни актрисы. В 70-е она сошлась с кинематографистом Роберто Руссо, который был моложе ее на 16 лет. Они долго жили «в грехе», но, в конце концов, расписались.
Если судить только по внешности Витти, то с середины 60-х по середину 80-х она стала старше лет на 7-10. В середине 60-х 35-летняя актриса свободно играла молодых женщин (в «Девушке с пистолетом» (1968) 37-летняя Моника изобразила невесту на выданье, которую «обесчестил» один сомнительный тип), в середине 70-х – женщин слегка за 30, а в 80-е – тех, кому нет еще сорока.
Очень странно, что в некоторых заметках об актрисе подчеркивается, что она была некрасивой, в отличие от таких богинь кино как Лоллобриджида или Кардинале. Подобное утверждение крайне далеко от действительности. Правильнее сказать, что Витти не была классической красавицей, поэтому реже появлялась на обложках модных журналов, чем Лолло, Лорен или Кардинале. При этом дурнушкой ее назвать никак нельзя. Витти из породы «обаятельных и привлекательных». И свое обаяние ей удалось сохранить до весьма преклонных лет.
Римлянка Моника Витти (в девичестве – Мария Луиза Чечарелли) заслуженно считается одной из самых выдающихся итальянских киноактрис 20 столетия, но у нее несколько однобокая репутация в киносреде. Когда заходит речь о Витти, кинокритики в первую очередь вспоминают про ее гражданского мужа – режиссера Микеланджело Антониони, в фильмах которого она часто снималась в первой половине 60-х годов. Моника для них – актриса и муза Антониони.
Витти, Антониони и Ален Делон |
Но для нас, обычных кинозрителей, все это пустой звук. В нашей стране и раньше Антониони народ не смотрел, а сегодня тем более не смотрит. Нет, фестивальный любимец Антониони нам не нужен. Сегодня нам достаточно печалей без него. Самое интересное, что итальянцам 60-х Антониони тоже не пришелся ко двору. Все его «хиты» регулярно проваливались в итальянском прокате: «Ночь» (1960) – 58-е место, «Приключение» (1960) – 96-е, «Красная пустыня» (1964) – 88-е.
Но если не за роли в фильмах своего сожителя, то за какие заслуги Витти была признана одной из лучших итальянских актрис всех времен, став по-настоящему народной артисткой? В основном, за свои роли в комедийных лентах. Она выдающийся комик! И я нисколько не преувеличиваю. Ее экспрессивная манера игры и откровенное придуривание в некоторых ролях позволяет отнести ее именно к комикам, а не комедийным актрисам. Обычно комикование – это удел мужчин, а женщины подобного амплуа проявлялись в кино 20 века нечасто. В Италии прошлого столетия их не более пяти (Тина Пика, Франка Валери, Анна Маццамауро..), а Моника Витти – самая известная из них.
В комедиях она снималась и до Антониони («Троица», 1958), а «после Антониони» (с 1965 года) комедийные роли пошли у Витти косяком. Именно в них она смогла проявить свою склонность к ролям настоящих итальянок, которые крайне эмоционально реагируют на все происходящее и никогда не лезут за словом в карман. Но первые попытки Моники в комедийном жанре славы ей не принесли: «Летающая тарелка» (1964), «Куколки» (1965), «Феи» (1966), «Пояс целомудрия» (1967) – все эти роли были сущими безделицами, из серии: «получила деньги – и ладно».
"Девушка с пистолетом" |
Истинно народной звездой Моника стала после комедии «Девушка с пистолетом» (1968) Марио Моничелли, в которой она сыграла «обесчещенную» сицилийку, которая берет пистолет и едет в Англию мстить за свою «поруганную честь». Напомню, что девушке в то время было уже 37! Моничелли хорошо знал Витти до того, как позвать ее в свой фильм, поскольку дружил с Антониони. И режиссер был в курсе, что Моника хорошо говорит на сицилийском диалекте, поскольку все детство провела на Сицилии.
Картина заняла 10-е место в итальянском прокате, а Витти получила свой первый приз «Давид ди Донателло» («итальянский «Оскар»). В последующем она еще 4 раза удостоится этого приза и каждый раз за комедийные роли.
Комедийная фильмография после «Девушки с пистолетом» Витти обширна, но не все ее фильмы стоят вашего внимания. У нее много проходных работ («Тигры в губной помаде» (1979), «Гостиничный номер» (1980) и таких картин, которые в свое время заинтересовали итальянцев, но зарубежным зрителям были не очень понятны («Звездная пыль» (1973).
"Драма ревности" |
Помимо «Девушки с пистолетом» стоит посмотреть фильм Этторе Скола «Драма ревности» (1970), в котором партнерами Витти стали два выдающихся актера - Марчелло Мастроянни и Джанкарло Джаннини. По большей части это кино про любовный треугольник снято в жанре комедии по-итальянски, но заканчивается история настоящей драмой. Из-за резкой смены жанра впечатление от фильма остается несколько смазанным, но это компенсируется великолепными актерскими работами Витти, Мастроянни и Джаннини.
Те, кому интересна Моника в разных амплуа, стоит обратить внимание на комедийный киноальманах Дино Ризи «Мы, женщины, так сделаны» (1971). Во всех новеллах этого киносборника у Витти главные роли. Правда, фильм не особо смешной. Мне показалось, что он снят больше для того, чтобы дать возможность Монике блеснуть своим актерским мастерством, что она и сделала.
"Утка под апельсиновым соусом" |
1975 год – лучший в карьере Витти. В том году вышла на экраны одна из самых смешных итальянских комедий 70-х - «Утка под апельсиновым соусом» Лучано Сальче, где Моника в паре с Уго Тоньяцци разыграла историю расставания супругов, которые устали друг от друга.
Начинается кино с того, что жена (Витти) сообщает мужу, что решила уйти от него в любовнику. – Хорошо – говорит муж (Тоньяцци) - давай разведемся как интеллигентные люди! Естественно, что никто разводиться в этой романтической комедии не будет, а зрители всю дорогу будут умирать от хохота. За доставленное людям удовольствие Витти отхватила свой четвертый «Давид ди Донателло».
"Дозор любви приходит ровно в полночь" |
В том же 1975 году на экраны Италии вышли сразу 2 картины с участием дуэта Витти и другой выдающей итальянской актрисы – Клаудии Кардинале: «Дозор любви приходит ровно в полночь» и «Так начинается приключение». В обеих у Моники роли взбалмошных и чрезмерно активных героинь, а Кардинале играет закомплексованных домохозяек (роли для Клаудии не очень характерные).
"Так начинается приключение" |
Первая лента – настоящая комедия по-итальянски, которую однозначно нужно смотреть, а вторая картина – для любителей Витти и/или Кардинале. «Так начинается приключение» трудно однозначно отнести к какому-то жанру, но в любом случае весьма любопытно посмотреть на 2-х ведущих итальянских звезд, которые играют «Тельму и Луизу». Обе по сюжету изображали женщин, которым в районе 30. Витти во время съемок было 43, Клаудии – 36.
Два выдающихся комедийных актера – Витти и Челентано впервые встретились на съемках фильма «Другая половина неба» (1977). Первая встреча оказалась и последней. Комедия о любви священника – девственника и нимфоманки – проститутки на просторах Австралии в теории могла получиться смешной, но на практике комедия положений примерно через полчаса экранного времени переродилась в мелодраму. Главная проблема фильма была в сценарии, который не довели до ума. В итоге громкая по именам картина не получилась, хотя была тепло встречена зрителями.
В 1978 году Моника снялась в комедии Стено «Мои любимые мужчины» (1978). Фильм стал очередным бенефисом Витти, за который она в 5 раз получила приз «Давид ди Донателло». «Мои любимые мужчины» - кино про женщину, которой надоел один муж, поэтому она завела себе двух. Картина получилась достаточно забавной и не пошлой, что уже хорошо, учитывая ситуацию тех лет в итальянской комедии, погрузившейся в глупость и похабщину. В итальянском прокате картина заняла 10-е место в 1978 году.
"Извините, если мало" |
После этого фильма в биографии Витти выдающихся комедийных ролей уже не было, хотя вполне можно посмотреть с ее участием комедии «Танго ревности» (1981) и «Извините, если мало» (1982). Из заметных фильмов в 80-е на ее счету участие в «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» (1982), в котором она в очередной раз встретилась с Альберто Сорди. Но эта лента не комедия, а трагикомедия, которая то и дело сваливается в натуральную драму.
Хотя Витти предпочитала комедийный жанр в свой «послеантониониевский период», драмы и трагикомедии все-таки встречались в ее фильмографии. Но если в трагикомедиях итальянский народ ее принимал (например, в фильме «Любовь моя, помоги мне» (1969) Альберто Сорди), то в драмах – нет. Драматический фильм «Пацифистка» (1970) Миклоша Янчо провалился в прокате, «Тоска» (1973) Л.Маньи – тоже, а французский «В интересах государства (1978) Андре Кайата в Италии даже выпускать не стали.
"Не хочу тебя знать, любимый" |
В 1980 году в итальянских кинотеатрах появилась комедия Серджо Корбуччи «Не хочу тебя знать, любимый», главные роли в которой исполнили Витти и популярный комик Джонни Дорелли. Картина особого успеха у зрителей не имела, но не упомянуть ее я не мог. Дело в том, что для Моники она оказалась пророческой. По сюжету фильма ее героиня внезапно забывает своего мужа, буквально выбрасывая его из памяти. На этой основе создатели кино нагромоздили много смешных эпизодов, но дело в том, что вскоре сама Витти действительно столкнулась с проблемой потери памяти!
К своему шестидесятилетию Моника решила стать режиссером, но болезнь, сказавшаяся на ее памяти, не дала ей проявить себя на этом поприще. Витти сняла «Тайный скандал» (1990), и вскоре ушла из кино. Проблемы с памятью оказались начальными симптомами деменции (в ее случае «деменции с тельцами Леви» - таково официальное название этой болезни), из-за которой она в последний раз появилась на публике в марте 2002 года. Скончалась Витти 2 февраля 2022 года в возрасте 90 лет, прожив поразительно долго при таком тяжелом диагнозе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий