пятница, 22 декабря 2023 г.

Знаменитые итальянцы. Итальянский шансон Лучо Баттисти.

 


В позднем СССР любили итальянскую эстраду, но были знакомы с ней фрагментарно. По сути, огромный пласт поп-музыки Апеннин 60-80-х годов прошел мимо нас.

Лучо Баттисти (Lucio Battisti, 1943 – 1998) – один из самых популярных исполнителей в Италии конца 20 столетия. Он - главная эстрадная звезда 70-х, чьи пластинки в то время расходились самыми большими тиражами на Апеннинах. Несмотря на это, в СССР Лучо практически не знали, да и сегодня его известность в России отлична от нуля в рамках статистической погрешности.

 

Подобная ситуация была вызвана двумя причинами. Во-первых, информация через «железный занавес» просачивалась с определенными затруднениями: мы слушали то, что было разрешено (тех артистов, которых показывали по ТВ, ставили на радио и чьи пластинки выпускали в СССР), а достать «неразрешенное» могли не все. Во-вторых, множество популярных в Италии исполнителей пели в такой манере, с которой было сложно привлечь внимание зарубежной публики. Эта манера напоминала любительское пение у костра под гитару, которое в СССР практиковали члены КСП – клубов самодеятельной песни. Если представить члена КСП (барда), который поет некую балладу на итальянском языке (а часто даже не поет, а проговаривает текст), то вы получите достаточно верное представление о типичном итальянском шансонье. Чаще всего у этих песен не было ярко выраженной мелодии, которую мог бы уловить обычный слушатель. 

 

Лучо и Орнелла Ванони
 

Вполне естественно, что советские любители музыки в принципе не могли проникнуться творчеством итальянских «бардов», не зная итальянского языка. В результате множество звезд итальянской эстрады в СССР были терра инкогнита. Имена Лучо Далла, Антонелло Вендитти или Риккардо Коччанте были для нас пустым звуком. Нашими кумирами были исполнители другого плана (Адриано Челентано, Тото Кутуньо, «Рикки э Повери» и др.), чье творчество было основано на ярких мелодиях, что делало его понятным для зарубежного слушателя.

Лучо Баттисти не совсем типичный итальянский бард, но его нельзя отнести и к таким исполнителям как Челентано или Пупо. 

 

 

В его репертуаре немало композиций, которые вполне подходят под мое определение «итальянского шансона». Пример подобной песни - «La canzone del sole», которая была одной из самых популярных в Италии в 1972 году. Согласитесь, что на хит в нашем понимании она не очень похожа, хотя простенькая мелодия в ней присутствует.

К счастью, Лучо не самый «яркий» представитель «итальянского шансона» (чьи песни совсем недоступны пониманию иностранцев – как у Лучо Далла). Баттисти был весьма разноплановым исполнителем, чье творчество трудно загнать в рамки «бардовской итальянской песни». Хотя у него есть откровенно «шансонные» альбомы (например, "Il nostro caro angelo" (1973) или "Io tu noi tutti" (1977), большинство из 20 номерных пластинок Лучо содержат 1-2 интересных песни, достойных попасть в вашу коллекцию.

Моя статья призвана помочь сориентироваться в творчестве Баттисти, но прежде чем перейти к его песням, нельзя не сказать несколько слов об этом исполнителе. 

 


 

По образованию Лучо был инженером-электриком, но его интерес к электричеству был исключительно потребительским: ему нужна была розетка, чтобы воткнуть туда микрофон. С юных лет Баттисти научился играть на гитаре, в молодости был участником ряда музыкальных групп, примерно с середины 60-х годов стал писать песни, но поначалу стеснялся исполнять их сам, поскольку скептически относился к своим вокальным данным. Они и вправду не впечатляют (на шоу «Голос» Лучо не взяли бы), но недостаток мощности его голосовых связок с лихвой компенсирует приятный тембр и душевность исполнения, которой очень не хватает в наше поганое время, в котором на эстрадном Олимпе царят бузовы и моргенштерны.

 

Баттисти с поэтом Моголом
 

Во второй половине 60-х гг. Баттисти знакомится с поэтом-песенником Джулио Рапетти, которого все знали под псевдонимом Могол. Могол стал постоянным соавтором Лучо. Поначалу они работали над песнями для других исполнителей. Одна из них - «29 settembre», спетая группой «Equipe 84», добралась до 1-й позиции в итальянских чартах (1967г.). Позднее ее будет исполнять и сам Баттисти.

Первый альбом Лучо, названный по-простому «Lucio Battisti» (1969), поднялся до 1-го места в итальянских чартах, а по итогам года занял 3-ю позицию. После этого успех не покидал Лучо целых два десятилетия! Почти все его пластинки в 70-80-е годы достигали первого места в хит-парадах Италии, а по итогам года, как правило, входили в Топ-5 альбомов. Поразительно, но в 1973 году 1 и 2 места в итальянском хит-параде заняли диски Баттисти! Лишь его альбом на английском языке 1977 года был прохладно принят публикой, поскольку он был рассчитан на англоязычных слушателей и был выпущен в Италии лишь после слабых продаж за рубежом, чтобы получить хоть какую-то прибыль. 

 

дуэт Лучо с Миной

 

В начале своей карьеры Лучо активно участвовал в телевизионных программах и давал концерты, но скоро он свернул свои публичные выступления, отгородившись от прессы и публики. Один из самых известных людей в Италии более 20 лет своей жизни провел, по сути, вне общества, в окружении своей семьи и ближайших коллег по работе. Разумеется, он не сидел безвылазно на своей вилле. Лучо часто путешествовал, занимался виндсерфингом, но он практически не общался с прессой, и лишь в исключительных случаях появлялся на ТВ (последнее интервью он дал в 1979-м, а на телевидении в последний раз отметился в следующем году).

В 1980 году Лучо расстался с Моголом и через некоторое время стал постоянно работать с поэтом Паскуале Панелла. Творчество Баттисти после 1976 года лично меня не впечатляет – возможно, из-за увлечения Лучо различными музыкальными экспериментами, но итальянцы по старой памяти хорошо раскупали его диски, несмотря на отсутствие какой-либо рекламы. Популярность Баттисти снизилась лишь в последнее десятилетие 20 века. Умер Лучо в 55 лет в сентябре 1998 года после тяжелой болезни. 

 

 

 

Знакомство с Баттисти стоит начатть с его ранних альбомов, поскольку его главные хиты созданы в первой половине 70-х, но можно для разогрева послушать целиком пластинку 1976 года La batteria, il controbasso eccetera. Практически все песни с нее мелодичные, а заглавная Ancora tu – по моему мнению, одна из лучших песен 70-х годов. И не только в Италии. Правда, я это понял не сразу. Потребовалось прослушать композицию пару-тройку раз, чтобы она меня зацепила, но так происходит почти со всеми песнями Баттисти – редко удается проникнуться его музыкой с первого раза.

Помимо альбома 1976 года, можно смело слушать целиком его первую пластинку Lucio Battisti (1969), которая не случайно произвела фурор в Италии. Но надо учитывать, что песни с нее сейчас кажутся устаревшими – все-таки это 60-е годы. Первый диск Баттисти мне сильно напоминает лучшие пластинки Джанни Морнади второй половины 60-х. 

 

 

Из ранних шлягеров Лучо, которые точно не стоит пропускать, назову два: «Dieci Ragazzi» (с пластинки Lucio Battisti. Vol.2, 1970) и «Pensiere e parole» – сингл № 1 в Италии по итогам 1971 года (есть на альбоме Lucio Battisti. Vol.4, 1972). Первая композиция – для танцев, вторая – для души. 


 

 

Попутно не могу не отметить, что «Dieci Ragazzi» в 1974 году смогла добраться до советских слушателей. Эту песню транслировали по радио в молодежной музыкальной передаче «На всех широтах», а потом в компании двух других композиций Баттисти выпустили на гибкой грампластиночке «На всех широтах (3). ЛУЧО БАТТИСТИ». Одна из этих песен попала также на кассету «Эстрадная орбита». На этом официальное знакомство советских слушателей с Баттисти завершилось, едва успев начаться.

На альбоме 1972 года Umanamente uomo: il sogno у Баттисти сразу два шедевра: «I giardini di marzo» и «E penso a te».

 

 

Согласитесь, что до того, как не начался припев в «I giardini di marzo», было непонятно, что это за «зверушка»? Но припев все расставляет по своим местам (в годовом итальянском хит-параде синглов эта композиция заняла 4-е место, а «Imagine» Леннона – 3-е).

 

Схожая история с «E penso a te». Баттисти очень медленно запрягает, но через 2 минуты вступает в дело хор, и сразу понимаешь: да, это то, что надо! Лучшее в песне припасено напоследок. 

 

Еще одна композиция, которая считается одной из главных в творчестве Баттисти - «I mio canto libero» (с одноименного альбома 1972 года). В итальянском хит-параде синглов эта песня заняла 3-е место в 1973 году. У Лучо есть также английская («Song to Feel Alive») и французская версии этой песни.

Для полноценного знакомства с Баттисти стоит также прослушать следующие композиции:

«Un ҆ avventura» (с альбома Lucio Battisti, 1969)

«Acqua azzura acqua chiarra» (1969, вышла на альбоме Lucio Battisti. Vol.2, 1970)

«La spade nel cuore» (песня 1970 года, но на номерных альбомах ее нет, она издана на диске с раритетами Баттисти).

«La Luce Dell ҆ Est» (с пластинки I mio canto libero, 1972)

«Io vorrei… non vorrei … mia se vuoi» (альбом Il mio canto libero, 1973)

«L ҆ Aquila» (Il mio canto libero, 1973)

«La collina dei cillegi» (с диска Il nostro caro angelo, 1973)

«Questo inferno rosa» (Il nostro caro angelo, 1973)

«Due mondi» (c альбома Anima latina, 1974)

«Amarsi un po» (альбом Io tu noi tutti, 1977)

«Donna Selvaggia Donna» (Una donna per amico, 1978)

«Una giornata uggiosa» (с одноименного альбома, 1980).

«Stanze come questa» (с последнего альбома Hegel, 1994).




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий